Во время выступления президент напомнил, что почти четыре века назад в тяжелейшие времена раскола и междоусобиц многонациональный народ нашей страны объединился, чтобы сохранить независимость и государственность России.
Пока в глазах россиян этот праздник не приобрел того статуса, который некогда закрепился за 7 ноября
«Ее великие граждане Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский возглавили народное ополчение, которое остановило Смуту и вернуло на нашу землю закон и порядок», – приводит РИА «Новости» слова Владимира Путина
Смута была одним из тяжелейших бедствий, постигших Россию в первые два десятилетия XVII века и напрямую угрожавших существованию государства. Современные историки практически единодушно оценивают этот период как первую в истории страны гражданскую войну, осложненную поначалу скрытой, а потом и явной интервенцией.
После прекращения династии Рюриковичей в 1598 году и краткого, не слишком удачного царствования Бориса Годунова страна была ввергнута в череду бунтов, переворотов, авантюр самозванцев и интервенций.
В 1610 году Боярская дума пригласила на престол сына короля Речи Посполитой принца Владислава. Тот в охваченную хаосом Россию не поехал, а прислал военный гарнизон. Впрочем, власть польских командиров дальше Китай-города не распространялась, а за стенами его царила Смута. Счет на «чудом спасшихся царевичей Дмитриев» шел десятками.
Династический кризис перерос в национально-государственный. Единое русское государство к 1610 году фактически распалось. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну. Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого московского царства».
«Доверие (народа к власти) было нарушено, связь ослабела, государство замутилось», – указывал классик отечественной истории Сергей Соловьев.
Ополчение, сформированное и возглавленное нижегородским купеческим старостой Кузьмой Мининым и воеводой князем Дмитрием Пожарским, – первое и единственное освободительное движение, поднятое гражданским обществом, – было сформировано в 1612 году в Нижнем Новгороде.
Пройдя походом от Нижнего до Москвы, 1 ноября по новому стилю ополчение вступило в Москву и штурмом взяло Китай-город. Гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Кремль с Казанской иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в честь славной победы.
А спустя четыре дня командование польского гарнизона подписало капитуляцию, выпустив тогда же из Кремля московских бояр и других знатных лиц. На следующий день весь гарнизон сдался.
Дата «4 ноября 1612 года» не означала окончания Смутного времени – Смута не завершилась даже с венчанием на царство Михаила Романова. Войны и бунты длились до начала 20-х годов XVII века. Однако освобождение Москвы стало переломным моментом: страна повернула от распада к возрождению.
А в 1640–1650-х годах (данные источников разнятся) Церковь установила 4 ноября (22 октября по старому стилю) празднование в честь иконы Казанской Божьей Матери – «избавления ради от ляхов».
Праздник просуществовал вплоть до 1917 года. Идея возродить традицию, сделав 4 ноября «Днем народного единства», была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года. Она была поддержана думским комитетом по труду и социальной политике, и таким образом приобрела статус думской инициативы.
Пока в глазах россиян этот праздник еще не приобрел того статуса, который некогда закрепился за 7 ноября. Однако Церковь надеется, что в будущем ситуация изменится.
«Этот день напоминает нам о том, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру», – заявил патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
День народного единства был установлен в России в соответствии с Федеральным Законом № 201 от 29 декабря 2004 года, принятым Государственной думой. Впервые в России его отмечали в 2005 году.