Разговоры о совместной работе над боевым самолетом следующего поколения велись на разных уровнях несколько лет (как минимум с 2005 года).
Дели попыталось надавить на Москву, однако у Индии нет альтернатив партнерству с Россией
Ведущие индийские газеты ни на минуту не сомневались, что в качестве авиационного комплекса, призванного качественно усилить мощь ВВС, будет выбран проект ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, предположительно самолет имеет фирменный индекс Т-50 или «изделие 701»), работу над которым ведет компания «Сухой».
В начале нынешнего года об этом было объявлено официально.
Пока Россия и Индия успешно реализовали лишь один совместный проект – создание крылатой ракеты BrahMos. А вот программа по созданию среднего военно-транспортного самолета МТА застопорилась еще на стадии активной реализации из-за проблем с финансированием.
Российский Минфин отказывался от реинвестирования в проект части составляющего чуть более 1 млрд рупийного долга Индии, из-за чего Россия никак не могла согласовать проект межправительственного соглашения. В июле Индия, недовольная российскими бюрократическими проволочками, даже пригрозила отказаться от МТА и реализовать новый проект с европейским или бразильским партнером.
В интервью газете Hindustan Times, опубликованном накануне визита Энтони в Россию, представитель министерства обороны Индии отметил, что в Москве будет подписано межправительственное соглашение, а вопросы цены и прав на интеллектуальную собственность будут окончательно урегулированы позднее.
Как отметил главком ВВС Индии Фали Мэйджор, индийские ВВС завершили подготовку своих технических требований к новому самолету. По его мнению, пять лет уйдет на его создание, а в небо истребитель поднимется через 8–10 лет.
Напомним, ранее первый вице-премьер РФ Сергей Иванов заявлял, что самолет пятого поколения будет создан к 2009 году, однако никакого противоречия в этих утверждениях нет. Просто Иванов имел в виду дату выкатки первого прототипа (или технологического демонстратора), а индийский главком – начало серийного производства новых машин. Но в любом случае, указанные сроки очень сжаты, можно даже сказать – рекордно коротки, но вполне реальны.
Собственно, некий конструкторский задел был создан ранее, что позволило уже в августе этого года передать комплект производственной документации на новый самолет авиазаводу в Комсомольске-на-Амуре. Правда, пока неясен вопрос с двигателями для Т-50, но он будет решаться на основе тендера. И не исключено, что российский и индийский варианты самолета будут комплектоваться разными силовыми установками.
Учитывая успехи военно-технического сотрудничества с Дели, выбор России партнером для создания нового истребителя кажется естественным. Правда, в последние годы во взаимоотношениях появились сложности – Индия просила у России современную технику, Москва настаивала на подписании соглашения о правах на интеллектуальную собственность. В результате индусы переключились на закупки некоторых систем у наших конкурентов – США и Израиля – отчасти из желания надавить на российских партнеров.
Однако в данном случае у индийской стороны альтернатив нет.
Дело в том, что Индия стремится получить на вооружение истребитель пятого поколения, который будет обладать равными возможностями и даже превосходить истребители F-22 и F-35 (JSF), которые разрабатываются совместно США и Великобританией. Однако американцы не продают свои F-22А Raptor даже ближайшим стратегическим партнерам. Да и далеко не всем эти самолеты по карману.
Напротив, F-35 Lightning II, оптимизированные для нанесения ударов по наземным целям, активно предлагаются на экспорт. Но специалисты отмечают, что эффективное применение американских самолетов пятого поколения возможно только в паре. При этом оснащенные гораздо более совершенным прицельно-навигационным оборудованием «Рэпторы» помимо задач по прикрытию ударных F-35 должны обеспечивать их еще и информацией о боевой обстановке.
Применение этой связки видится американцам так: обладающие меньшей заметностью, совершенными сенсорами и вооруженные ракетами воздух-воздух с дальностью действия более 120 км «Рэпторы» будут находиться в сравнительной безопасности на значительном удалении от поля боя.
Данные о тактической обстановке, полученные бортовыми системами F-22, передаются по закрытому каналу «Лайтнингам», что позволяет последним не включать собственные активные бортовые системы, излучение которых делает самолеты сравнительно легкими мишенями для средств ПВО.
Кроме того, многие навигационные и тактические данные F-35 получают с американских разведывательных спутников, самолетов передового дозора (AWACS) и т. п. То есть – машина настолько плотно интегрирована в информационные поля вооруженных сил США, что вне их боевая ценность довольно дорогого самолета не выше (если не ниже), чем у самолета аналогичного назначения поколения 4+.
Даже по американским данным, в воздушном бою один на один, без прикрытия «Рэпторами» или другими самолетами, оптимизированными для воздушного боя, и лишенный внешней информационной поддержки F-35 гарантированно проигрывает российским МиГ-29 или Су-27/30.
Это дало повод некоторым американским военным говорить, что «Лайтнинг» – не более чем дорогой бомбовоз с посредственными летными данными.
Если перспектива оказаться без информационной поддержки не грозит ближайшим сателлитам США, то Индия, проводящая достаточно независимую внешнюю политику, рисковать не может. Поэтому планы закупки F-35, о которых сообщалось в местной прессе, – всего лишь попытка выторговать у России более выгодные условия.
К тому же, если все сопутствующие вопросы удастся утрясти в разумные сроки, индусы совершат настоящий технологический прорыв, получив в руки технологии пятого поколения (минуя четвертое), которые смогут в дальнейшем развивать самостоятельно.
Российский авиапром тоже не останется внакладе: дополнительное финансирование перспективных программ никогда не бывает лишним, а кроме того, будет обеспечен стабильный рынок сбыта для новых машин, по крайней мере, до того, как производство истребителей будет развернуто в Индии, – если вообще эта задача окажется нашим партнерам по плечу.