Общество

28 июля 2006, 12:55

Самолет рухнул на дачи

Фото: ИТАР-ТАСС

По некоей проклятой традиции август всегда был «черным месяцем» для российских (и не только) авиаторов. Но месяц еще не начался, как вчера потерпели катастрофу МиГ-29 УБ пилотажной группы «Кубинские стрижи» и один из прототипов учебно-боевого самолета Як-130. В четверг такая же печальная участь постигла легкий самолет-амфибию Бе-103.

В Хабаровске продолжается поиск черных ящиков разбившегося накануне самолета-амфибии Бе-103. Их поисками занимается следственная группа и работники прокуратуры Хабаровского края.

«Самолет был надежен»

Милицейский заслон не стали снимать даже через час после того, как затушили горевшие дачные строения и обломки фюзеляжа

С ожогами спины госпитализирован генеральный директор Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения (принадлежит госконцерну «НПО «Сухой») Александр Пекарш. У пилота Сергея Мыздрикова - сотрясение головного мозга и ушибы. С переломом голени и другими не опасными для жизни травмами госпитализирован второй член экипажа - заместитель генерального директора КнААПО по инженерной службе Алексей Степченков.

По предварительным данным у машины отказали оба двигателя. Через минуту после взлета Бе-103 самолет рухнул на дачный участок. От взрыва топливных баков с горючим возник пожар, машина полностью сгорела. По сведениям Дальневосточного регионального центра МЧС, на место происшествия тут же выехали десять пожарных расчетов, спасатели, бригады скорой помощи и милиция. Место происшествия было оцеплено. Милицейский заслон не стали снимать даже через час после того, как затушили горевшие дачные строения и обломки фюзеляжа.

Вскоре выяснилось, что в авиакатастрофе едва не погибло руководство КнААПО. Гендиректор КнААПО Александр Пекарш был доставлен во 2-ю краевую больницу с ожогами 15% поверхности тела. Врачи оценивают состояние господина Пекарша как средней тяжести. «Сейчас он находится в реанимации»,– сообщили в приемном отделении больницы. При этом врачи говорят, что полученные Александром Пекаршем травмы не угрожают его жизни. Заместителя гендиректора КнААПО Алексея Степченкова с переломом голени и пилота Сергея Мыцтрикова с ушибом лба доставили в 1-ю краевую больницу. Больше никто не пострадал. В момент аварии на дачном участке людей не было. Господин Степченков, уже находясь в больнице, сообщил, что по неизвестным причинам у самолета отказал двигатель, поэтому и произошла катастрофа.

Александр Пекарш вместе со своим заместителем возвращались в Комсомольск-на-Амуре с заседания правительства Хабаровского края, на котором подводились итоги первого полугодия 2006 года. Начиная с 2004 года из-за отсутствия оборонных заказов мощности КнААПО загружены лишь на 50%. Господин Пекарш на заседании правительства заявил, что к концу 2006 года предприятие увеличит выпуск продукции в два раза, но губернатор назвал такие планы неосуществимыми.

ОАО «КнААПО» – крупнейшее сборочное авиапредприятие компании «Сухой», которое выпускает истребители Су-27, Су-30, Су-33. В 90-х годах КнААПО занималось выполнением заказов на поставку истребителей за границу, главным образом в КНР. Проведенные испытания самолета Бе-103 позволяют говорить о том, что он надежен. С соответствующим заявлением выступил в пятницу в Хабаровске генеральный директор ОАО «ОКБ Сухого» Михаил Погосян. По его словам, это был единственный случай аварии самолета этой марки после завершения сертификационных испытаний. «Безусловно, это неприятный инцидент. Но хорошо то, что все люди живы и серьезных повреждений, которые представляют угрозу здоровью, нет. Я сожалею, что произошел этот инцидент. Думаю, что о причинах мы расскажем после того, как комиссия завершит свою работу», - сказал Погосян журналистам после встречи с губернатором Хабаровского края Виктором Ишаевым.

Сертифицированный пограничник

На месте падения самолета-амфибии Бе-103 (фото ИТАР-ТАСС)

Легкий многоцелевой самолет-амфибия был разработан «на родине российской гидроавиации», в ТАНТК им. Г. М. Бериева, и предназначен для использования на линиях малой протяженности в различных районах Сибири и Дальнего Востока, в северных районах европейской части России, а также в различных районах мира, особенно в прибрежных и островных государствах Юго-Восточной Азии, Океании, Австралии, Северной и Латинской Америки, имеющих протяженные прибрежные районы: регионы с большим количеством рек, озер, мелких водоемов, труднодоступные для других видов транспорта.

Машина прошла сертификацию по международным Правилам визуальных полетов (ПВП, VFR). В вариантах конфигурации при установке дополнительного пилотажно-навигационного оборудования самолет получает возможность выполнять полеты по правилам полетов по приборам (ППП, IFR), при установке дополнительного противообледенительного оборудования - полеты в условиях обледенения. Самолет представляет собой моноплан с низким расположением крыла, хвостовым вертикальным и горизонтальным оперением и трехопорным шасси с носовым колесом.

Такая схема (низкоплан) очень редко встречается в гидроавиации. Крыло, расположенное в низу корпуса – лодки, кроме основных функций – создания подъемной силы, – выполняет еще и функции поплавка остойчивости, а на взлетных режимах служит гидрокрылом, позволяющим самолету быстрее выходить на режим глиссирования перед отрывом от водной поверхности. Кроме того, самолет может лететь в режиме экраноплана на сверхмалых высотах, когда большая часть подъемной силы создается воздухом, сжатым между крылом и поверхностью.

Такой режим позволяет экономить топливо, увеличивая тем самым продолжительность патрулирования. На Бе-103 реализуется концепция глиссирования самолета на трех точках - редане лодки и задних кромках центроплана крыла, за счет чего повышаются мореходные характеристики машины. Самолет может эксплуатироваться на водоемах глубиной более 1,5 м и размером более 600 м при высоте волны до 0,6 м, а также с грунтовых аэродромов. Пилотируют самолет один или два летчика.

Тщательная отработка аэродинамической компоновки Бе-103 позволила поднять максимальное значение аэродинамического качества почти на 30% по сравнению с ближайшими аналогами, доведя его до 14,5 (т. е. с выключенными моторами самолет, находящийся на высоте 1 км, может, планируя, пролететь более 14 км – это выдающийся результат для летающих лодок).

15 июля 1997 года летчик-испытатель ТАНТК имени Г. М. Бериева В. Ульянов совершил на Бе-103 первый полет с сухопутного аэродрома, а 24 апреля следующего года второй прототип ушел в небо с воды.

В течение месяца после начала летных испытаний все шло хорошо, но 18 августа за день до открытия авиационно-космического салона МАКС-97 произошла катастрофа опытной машины RA-37019. Тогда специалисты предположили, что виной всему - неправильные действия пилота.

Спустя два года произошла еще одна трагедия. В Штраубинге (Германия) погиб второй опытный самолет (RA-03002), впервые поднявшийся в воздух в ноябре 1997-го. Говорили, что на этот раз причиной трагедии оказался механизм флюгирования лопастей воздушного винта. Две подряд трагедии заставили иначе взглянуть на аэродинамику Бе-103. В итоге на третий прототип, взлетевший в феврале 1999-го, установили фиксированные концевые предкрылки и попутно - брызгоотражательные щитки. Самолет построили на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении.

В результате заметно расширился диапазон полетных углов атаки. На четвертом самолете предусмотрели установку метеорадиолокатора, что делает Бе-103 всепогодным. К настоящему времени завод в Комсомольске-на Амуре построил шесть машин, плюс еще 40 заказаны для пограничных войск. Сегодня в Бе-103 очень заинтересованы службы лесного хозяйства, пограничники, МЧС и многие другие эксплуатанты авиационной техники.

Текст: Геннадий Нечаев

Вам может быть интересно

В разведке США предположили скорый прорыв ВС России в районе Харькова
Темы дня

Грузинские власти борются за роль сталинской «редиски»

Несмотря на угрозы со стороны Запада и решимость оппозиции устроить побоище на улицах Тбилиси, власти Грузии намерены довести до конца дело с местным аналогом закона об иноагентах и утвердить его. Они не могут поступить иначе, поскольку являются теми, кого Сталин сравнивал с редиской.

Одесса ждет от России справедливости за 2 мая

Десять лет назад столкновения между противниками и сторонниками Евромайдана привели к одной из самых трагических страниц в современной истории – пожару в одесском Доме профсоюзов. Жертвами тех событий стали десятки человек, сотни получили травмы. Организаторы и провокаторы массовых беспорядков до сих пор не наказаны. События в Одессе стали поворотным моментом не только для ополчения Донбасса, но и для всех участников Русской весны, в том числе в Харькове, Николаеве и Запорожье.

В МИД допустили связь высказываний Макрона с днями недели

Выжившая в Доме профсоюзов в Одессе рассказала о пытках в «коридоре позора»

В Екатеринбурге решили снести бывший дом Ельцина

Новости

Блиновская решила заявить о банкротстве

Обвиняемая в неуплате более 900 млн рублей налогов блогер Елена Блиновская решила попросить Арбитражный суд Москвы признать ее банкротом, следует из данных Единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Bloomberg: Возвращение релокантов ускоряет рост экономики России

Российская экономика ускоряет рост по мере возвращения уехавших из страны после начала СВО россиян, сообщает Bloomberg.

Газпром назвал сумму чистого убытка в 2023 году

Чистый убыток ПАО «Газпром» по итогам 2023 года составил 629 млрд рублей, что в два раза больше, чем убыток в 319,4 млрд рублей годом ранее.

Путин провел рабочую встречу с губернатором Тульской области Дюминым

Президент России Владимир Путин назвал впечатляющим рост промышленности Тульской области, а также похвалил регион за активное развитие строительного сектора и успехи в других сферах. Об этом он заявил на встрече с тульским губернатором Алексеем Дюминым.

Дуров рассказал о своих украинских корнях

Основатель Telegram Павел Дуров рассказал о своем интересе к украинскому языку, который возник еще в подростковом возрасте.

Минобороны показало уничтожение опорника ВСУ из танка прямой наводкой (ВИДЕО)

Российское военное ведомство опубликовало видео, на котором танкисты 68 армейского корпуса уничтожили опорный пункт ВСУ прямой наводкой.

В Киеве сообщили об ударах по складам ВСУ с ракетами Storm Shadow

На Украине зафиксированы удары по складам с дальнобойными западными ракетами Storm Shadow, об сообщила экс-нардеп Анна Гопко.

Bild: Путин заставил немецкие танки прогнуться

Путин заставил немецкие танки прогнуться, об этом пишет немецкая газета Bild, рассказывая об открывшейся в Парке Победы в Москве выставке трофейной техники НАТО, захваченной российскими войсками в ходе спецоперации на Украине.

На Западе назвали возможные действий России в случае изъятия активов

Россия может конфисковать активы иностранных инвесторов, хранящиеся на специальных счетах типа C, в ответ на заморозку западными странами российских активов, сообщили СМИ со ссылкой на экспертов.

Звание генерал-лейтенанта присвоено заместителю командующего группировкой «Восток»

Президент России Владимир Путин присвоил звание генерал-лейтенанта заместителю командующего группировкой войск «Восток» Олегу Лучанскому, указ опубликован на официальном портале правовой информации.

В Германии решили сэкономить на выплатах украинским беженцам

Министр внутренних дел Баварии Йоахим Херрманн предложил изменить механизм выплаты пособий беженцам с Украины, что позволило бы Германии экономить 840 млн евро в год.

Китай обвинил США в расширении военной мощи в космосе

Китай решительно отверг обвинения США в разработке противоспутникового оружия, назвав их ложными и провокационными. Пекин указал, что США сами являются большой угрозой космической безопасности, заявили в МИД КНР, комментируя заявления Пентагона.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?