Цены говорят сами за себя: за 1,416 млн. долларов – в три раза дороже стартовой цены – ушла с молотка «Спящая обнаженная» Зинаиды Серебряковой. 856 тыс. долларов заплатил анонимный коллекционер за холст Николая Рериха «Цонг-Ха-Па». За 464 тыс. долларов был продан пейзаж Владимира Орловского «На пастбище. Лето», а жанровая историческая картина дяди Серебряковой Александра Бенуа «Прогулка императрицы Елизаветы» – за 441 тыс. долларов.
Коллекционеры все больше интересуются живописью самого высокого качества, что нашло отражение в невероятных суммах
Миллион долларов перевалили еще два полотна русских мастеров: по 1,136 млн. долларов отдали за «Лунный свет» Ивана Айвазовского и «Базар в Самарканде» Григория Габашвили, передают РИА «Новости». Рекордсменом же стал чешский модернист Альфонс Муха, чья «Отмена крепостного права в России», в свое время заказанная этому художнику американским славянофилом, промышленником и дипломатом Чарльзом Крейном, ушла за 1,472 млн. долларов.
По словам главы отделения российского искусства в Christie's Алексиса де Тизенгаузена, рынок стал на редкость избирательным. «Коллекционеры все больше интересуются живописью самого высокого качества, что нашло отражение в невероятных суммах, заплаченных за «Спящую обнаженную» Серебряковой, «Лунный свет» Айвазовского и «Прогулку императрицы Елизаветы» Бенуа», – считает Алексис де Тизенгаузен.
Отмечается, что коллекционеры стали больше разбираться в русском искусстве. Интересен уже не только стандартный набор – изба, снег и казак, но и особенные, не «лубочные» вещи. Кроме того, изменился и качественный состав коллекционеров. В ряду российских покупателей и иностранцев с русскими корнями все чаще мелькают европейцы и американцы, интересующиеся русской живописью.
Именно с этим связано решение Christie's устроить торги не только в Лондоне, где дом традиционно торгует русским искусством, но и в Нью-Йорке, где этим занимался Sotheby's.
Кстати, последний проводит в том же Нью-Йорке «Русскую неделю», которая завершится продажей 770 выставленных лотов 26 и 28 апреля. Это будут третьи по счету ежегодные весенние торги произведений русского искусства в Нью-Йорке. По скромным прогнозам объем продаж на аукционе составит 35 млн. долларов, то есть столько же, что и год назад. Тогда торги ознаменовались целой серией рекордных продаж.
В аукционном доме «Гелос» корреспонденту газеты ВЗГЛЯД пояснили, что интерес американцев к русскому искусству можно разложить на две составляющие – художественную (интересны как произведения искусства высокого уровня) и инвестиционную (интересны как хороший источник вложений).
«Но все же большинство покупок совершают отнюдь не американцы, а все же русские «из России» , – отметили в «Гелосе». – Люди с русскими корнями, живущие за рубежом, также являются покупателями, безусловно, но, опять-таки, их меньше».
«Рост интереса к русскому искусству на международном уровне идет с начала 2000-х годов, – пояснили в «Гелосе». – Цены, а с ними и количество продаваемых произведений искусства выросли уже многократно, и достаточно логично, что торговля пришла в Нью-Йорк – крупнейший международный финансовый центр».
Надо отметить, что мода на русское искусство коснулась прежде всего высокохудожественных работ. «Это отражение экономического и политического состояния России плюс следствие недооцененности произведений русского искусства в прошлом, вызванной теми же точно причинами, – считают в «Гелосе». – Насколько это краткосрочно, сказать трудно, рынок русского искусства – количество произведений, находящихся в свободной продаже, – очень ограничен. Так что цены вряд ли будут падать».
Пока, правда, высокий спрос обнаруживают только произведения больших старых мастеров. Однако рынок современной русской живописи также быстро развивается – в России всегда была очень хорошая школа живописи, и она также продается, отмечают эксперты «Гелоса».