Несмотря на то что сейчас идет доработка закона с учетом дополнений от региональных работников туристической отрасли, в Российском союзе туриндустрии предлагают повременить с введением закона в действие.
Гарантии потребителю
С принятием нового закона туроператору нужно будет записаться в Федеральный реестр туроператоров и получить свидетельство
В туристическом потенциале Россия не уступает многим странам, которые уже давно сделали туризм одной из основных статей госбюджета. Вместе с тем туристический поток в нашу страну сравнительно невелик – это объясняется низким уровнем сервиса, плохим продвижением туристического бизнеса за рубежом и слабой материально-технической базой. С приближением вступления России в ВТО необходимо скорректировать существующий закон «Об основах туристической деятельности в РФ» в сторону международного законодательства, которое во многих странах уже давно гарантирует качество услуг своих туроператоров.
О том, на какие грабли чаще всего наступает российский турист, рассказала заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Надежда Назина. Во-первых, наши туристы не очень внимательно читают предложенные им документы, чем и пользуются недобросовестные туроператоры, – часто договор заключен с фирмой «Улетайка-тур», билет приобретала «Улетайка-турс», а сам ваучер выдает «Улетайка-тревел». Таким образом фирма снижает возможный уровень ответственности и уходит от налогов.
Но есть еще одна стандартная ситуация, которую давно пора изменить, заявила Назина. Схема выглядит так: недовольный турист требует возмещения ущерба, но туроператор ему отказывает. Оскорбленный путешественник отправляется в суд, суд выносит решение о возмещении ущерба, но тут у фирмы не оказывается ни ликвидного имущества, ни денег на расчетном счете. Можно обратиться к судебному приставу, тот также проверит, что ни денег, ни имущества нет, и вынесет решение о невозможности исполнения судебного решения.
Чтобы избежать подобной патовой ситуации, в новом проекте федерального закона предусмотрена гарантия – банковская или страховая, из которой недовольным сервисом будет в случае претензий выплачено возмещение.
Назина рассказала о предполагаемой схеме разрешения конфликта после вступления закона в силу. Итак, потребитель обращается с претензиями к туроператору, допустим, тот отказывает, и тогда потребитель обращается непосредственно к гаранту (банку или страховому обществу). У туроператора есть право обратиться в суд, если он не согласен с претензиями потребителя. Если потребитель сумеет доказать суду, что он не получил обещанных услуг в полной мере или ему вовсе их не предоставили, то по решению суда гарант выплатит деньги потребителю.
Кто заплатит за потрясения на рынке?
Председатель Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько |
Размер фондов на возможные возмещения определен следующий: для фирм, которые занимаются выездным туризмом, – 10 млн. рублей, внутренним – 1 млн. (хотя во время обсуждения проекта закона поступали предложения поднять суммы до 100 и 10 млн. рублей соответственно). Срок финансовой гарантии – 1 год, за 3 месяца до истечения этого срока договор туроператора нужно будет продлить. Надежда Назина подчеркнула, что данные суммы не являются депозитарными и из оборота фирмы выводиться не будут. «Некоторые недобросовестные СМИ зачем-то упорно распространяли подобные слухи – этого не будет, речь будет идти только о размере комиссии, это будет от 1 до 4% от вышеуказанных сумм, то есть около 50–80 долларов в месяц», – отметила Назина.
Кроме того, с принятием нового закона туроператору нужно будет записаться в Федеральный реестр туроператоров и получить свидетельство, подтверждающее его право на работу, – тех, кто будет работать без этого свидетельства, ожидает административная ответственность. В свете этого потребитель по приходе в фирму может потребовать предъявить ему полную информацию о туроператоре: посмотреть договор, узнать порядок расчетов и удовлетворения претензий, осведомиться о наличии свидетельства.
Но не все представители российской туристической отрасли так оптимистично настроены – о вреде преждевременных решений заявил председатель Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько. Он напомнил, что до сих пор нет ни подзаконных актов, ни четкого обоснования сумм, указанных в проекте закона. «Я спросил, откуда берется сумма в 10 миллионов. Мне ответили – это стоимость чартера, я спросил – куда, мне сказали – в Австралию. Без комментариев», – заявил Шпилько. По его словам, сейчас российский рынок туризма замер в ожидании, а многие предприниматели прямо заявляют: если этот закон не будет гарантировать защиты потребителя, то мы в этом фарсе участвовать не будем.
«Что вообще имеется в виду, когда говорится о заключении договора между туроператором и, например, банком – гарантом неких гарантийных обязательств в пользу неопределенных третьих лиц? Такого ведь просто не может быть! Как страховщик будет отвечать по договору, который в 95% случаев заключает агент, а не туроператор?» – очень эмоционально спрашивал Шпилько.
Он также добавил, что в случае потрясения рынка он может сократиться приблизительно на 20% и колебания цен отразятся в первую очередь на потребителе. «А в случае если, скажем, в регионе останется несколько крупных игроков, а мелкие уйдут, они договорятся, и повторится ситуация, аналогичная недавнему бензиновому кризису», – подчеркнул Шпилько.
В ответ Надежда Назина заверила его, что все эти вопросы, включая проработку необходимых подзаконных актов, будут решены к принятию законопроекта во втором чтении. Нам, то есть потребителям, остается только ждать и надеяться, что все будет хорошо.