Производители алкоголя не располагают достоверной информацией о том, когда же необходимые спецмарки будут получены
Причина сложившейся ситуации – в непродуманной реализации новой редакции закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной спиртосодержащей продукции» (№ 102-ФЗ от 21 июля 2005 года), вступившего в силу в начале нынешнего года. Согласно летним поправкам весь алкоголь, выпущенный в России с 1 января 2006 года, должен снабжаться новыми спецмарками, выпуск которых до сих пор не налажен.
Более того, производители алкоголя не располагают достоверной информацией о том, когда же необходимые спецмарки будут получены. «Сведения об этом противоречивы», – сообщил «Интерфаксу» директор по маркетингу ЗАО «Русский алкоголь» Вадим Касьянов. Представители Минфина, ответственного за производство марок, в ходе состоявшегося на днях конгресса производителей алкогольной продукции не смогли сообщить представителям алкогольной промышленности временных рамок, в которые планируется начать выпуск спецмарок.
Предвидя отсутствие пресловутых марок, все ЛВЗ в конце прошлого года работали в усиленном режиме, производя продукцию «про запас». Однако то ли специалисты ошиблись в расчетах, то ли пришедшее в январе в Россию рекордное похолодание увеличило потребление алкоголя – запасы водки и другой ликероводочной продукции на складах стремительно подходят к концу. «К сегодняшнему дню ряд филиалов Росспиртпрома полностью реализовал всю продукцию, произведенную в прошлом году, прекратил отгрузку продукции московский «Кристалл», склады которого также пусты», – рассказал «Интерфаксу» начальник управления информации и внешних связей ФГУП «Росспиртпром» Дмитрий Добров.
Как уже сообщалось ранее, простой соответствующих предприятий, многие из которых в настоящее время выпускают продукцию только на экспорт, ежедневно обходится казне в 60 млн. рублей. Однако, помимо очевидных неприятностей для конечного потребителя и экономики в целом, отсутствие на полках магазинов качественного алкоголя повлечет за собой его немедленную замену аналогами, произведенными неизвестно кем и неизвестно где.
«Если в ближайшее время ситуация не изменится и предприятия продолжат стоять, то место легальных производителей на рынке сразу же займут теневики». «Водка – товар высокооборачиваемый. Специалисты еще в середине января говорили о том, что если марки не появятся, уже в феврале начнется вымывание ассортимента легальных производителей, к сожалению, пока этот прогноз сбывается», – заявил Д. Добров.
По оценкам специалистов Торгово-промышленной палаты, в период по 1 июля нынешнего года теневики произведут до 80 млн. декалитров поддельной водки на сумму около 350 млн. долларов. Эти цифры особенно впечатляют, если учесть, что в прошлом году, по данным «Интерфакса», производство водки и ликероводочной продукции составило 132 млн. декалитров.
В сочетании с ощутимыми убытками, которые уже сейчас терпят отечественные производители (по данным генерального директора компании «Русский алкоголь» Владимира Иванова, один только завод «Топаз», простаивая, теряет около 1,5 млн. долларов в месяц), административные проволочки в реализации закона о госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции могут обойтись отечественной алкогольной индустрии слишком дорого.
Кроме того, трудно предсказать, как ожидаемый прорыв на освободившийся рынок производителей нелегальной водки повлияет на здоровье населения. Поскольку и в «мирное» время потребители регулярно обращаются за помощью медиков с отравлениями, вызванными употреблением некачественного алкоголя, можно только предполагать, как фактический уход с рынка производителей качественной продукции скажется на желудках покупателей.