Как сообщил газете ВЗГЛЯД первый заместитель руководителя Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы Константин Королевский, новое постановление вступит в силу в течение октября, после того как его подпишет столичный мэр Юрий Лужков.
Массовый сектор под ударом
В первую очередь серьезно переделывать проекты придется застройщикам жилья классов «бизнес» и «эконом»
Согласно планируемым изменениям территория столицы будет привычно разделена на две зоны: внутри Садового кольца и за его пределами. Нормативы затронут буквально все секторы рынка недвижимости. Однако в первую очередь серьезно переделывать проекты придется застройщикам жилья классов «бизнес» и «эконом». В отдельных случаях девелоперы скорее всего увеличат площади парковок в 2,5 раза, что реализовать на практике получится не всегда, и многие объекты будут попросту заморожены.
«В любом случае наличие наземной стоянки увеличит инвестиции в проект на 10% и более, пропорционально стоимости земли, – рассказал Антон Смирнов, начальник отдела маркетинга компании «КВ Инжиниринг». – Однако возможность создать парковку существует далеко не всегда. В Центральном округе наземные паркинги нерентабельны из-за дефицита и дороговизны земли. Возможность увеличить этажность подземного пространства тоже существует далеко не всегда и напрямую связана с геоподосновой». При этом геология центра столицы довольно сложная для строительства, что сильно увеличит стоимость возводимых зданий. «Новые распоряжения грозят застройщикам значительным сокращением прибыли», – добавил Антон Смирнов.
В первую очередь потери грозят застройщикам более дешевого жилья классов «эконом» и «бизнес». «В элитном сегменте подземный паркинг является неотъемлемым атрибутом проекта, и без машиноместа практически невозможно продать квартиру, – говорит Андрей Патрушев, PR-директор компании Knight Frank. – Поэтому данное решение городских властей вряд ли коснется жилья высшего ценового сегмента». В элитных домах практикуется выделение не менее полутора машиномест на квартиру, а чаще выделяется по два.
Но директор аналитического центра агентства «МИЭЛЬ-недвижимость» Геннадий Стерник уверен, что нововведение московского правительства увеличит себестоимость всех типов жилой недвижимости. Однако на рыночной стоимости жилья это не отразится, так как возмещать необходимую разницу застройщик будет за счет продажи этих самых дополнительных гаражей.
Больше офисов – элитных и разных
В настоящий момент в офисах класса А одно машиноместо предусматривается на 100 кв. метров офисной площади (фото GettyImages) |
Что касается коммерческой недвижимости, то ее новые нормы затронут достаточно серьезно. Например, в настоящий момент в офисах класса А одно машиноместо предусматривается на 100 кв. метров офисной площади. Согласно новым правилам парковки во всех коммерческо-деловых и торговых центрах внутри Садового кольца паркинги будут возводиться из расчета– одно машиноместо на 70–80 кв. метров общей площади офисного центра, а за пределами кольца – одно машиноместо на 50–60 кв. метров общей площади.
«Все это может привести к тому, что в коммерческой недвижимости больше будет офисов класса А», – подытожил Антон Смирнов.
Кроме того, для более детальной оценки соответствия объекта новым требованиям могут измениться дополнительные критерии оценки офисных зданий. Самые строгие критерии будут применяться к банковским учреждениям, где нормы будут варьироваться от 25 до 65 кв. метров на одно машиноместо, – в зависимости от местоположения и наличия в банке операционного зала.
В развлекательных учреждениях критерии будут видоизменяться от числа посетителей и размеров зрительного зала. Например, для театров и киноконцертных залов эта норма составит одно машиноместо на 6–10 зрительских мест – в центре столицы и одно машиноместо на 4–7 мест – за пределами Садового кольца.
«Данную задачу будет тяжело выполнить в случае реконструкции, – добавил Андрей Патрушев. – Если особняк не располагает достаточным местом для организации наземного паркинга (например, стоит в окружении зданий, имеющих историческую ценность), проблему парковки будет решить практически невозможно.
Учитывая, что изначальный план развития города не предполагал большого количества личного транспорта, для центральных районов целесообразно делать некоторые исключения».