70-м государственным секретарем США станет 54-летний Майк Помпео. Мир узнал об этом из твиттер-сообщения Трампа:
«Майк Помпео, директор ЦРУ, станет нашим новым госсекретарем. Он готов делать фантастическую работу! Спасибо Рексу Тиллерсону за его службу!».
Потомок итальянских мигрантов не принадлежит к американским спецслужбам, в Лэнгли он попал год назад из кресла члена Палаты представителей. Но и типичным политиком-конгрессменом его назвать нельзя. Он провел в Конгрессе всего шесть лет, попав туда на волне подъема «движения чаепития», взявшегося за Республиканскую партию на рубеже десятилетий. А до 2011 года Помпео, окончивший военную академию Вест-Пойнта и Гарвард, занимался адвокатской практикой и бизнесом в сфере ВПК. Иначе говоря, это нормальный американский отставной офицер правых взглядов.
Его работа с Трампом будет легкой – Помпео станет госсекретарем при президенте, в то время как уходящий Тиллерсон был государственным секретарем США. Фигуры Тиллерсона и Помпео просто несопоставимы. Помпео, конечно, тоже не мальчик, но Тиллерсон – это действительно очень крупная величина.
С его уходом заканчивается эпоха раннего Трампа – президента, который в своей внешней политике после вступления в должность 20 января 2017-го собирался опираться на трех человек: Тиллерсона, Стивена Бэннона и Майкла Флинна. Последний, выбранный Трампом на должность помощника по национальной безопасности, ушел первым – его свалили через три недели после инаугурации Трампа. В конце лета выбыл старший советник и главный стратег администрации Бэннон. И вот 13 марта пришел черед и Тиллерсона. Ушли мощные, самостоятельно мыслящие фигуры, и теперь Трамп остался со своими генералами и родственниками. И те, и другие вовсе не глупы и не подобострастны, но
людей масштаба Бэннона и Тиллерсона около Трампа больше нет.
Государственный секретарь в США – это, по сути, главный министр. Не глава кабинета (который возглавляет сам президент), а просто самый важный из всех министров и третий по статусу чиновник в стране (после президента и вице-президента). Но и при этом случай Тиллерсона из тех, когда не должность красит человека, а человек – должность.
Да, два предшественника Тиллерсона на посту госсекретаря тоже были тяжеловесами – с 2009-го этот пост занимала Хиллари Клинтон, бывшая первая леди и будущий кандидат в президенты, а ее преемником стал Джон Керри, бывший кандидат в президенты. Но даже на их фоне Тиллерсон не терялся, просто он представлял собой класс реальных хозяев Америки. До назначения во власть Тиллерсон возглавлял крупнейшую американскую нефтяную компанию «Эксон-Мобил», он проработал в ней всю жизнь. «Эксон» работает во всем мире, и Тиллерсон знал ключевых мировых игроков – от Европы до Китая.
С конца 90-х он много работал и с Россией, с тех пор знаком с Путиным, а в 2013-м даже получил из его рук орден «Дружбы». Учитывая этот факт, само назначение Тиллерсона рассматривалось как подтверждение намерения Трампа «поладить» с Путиным. А это, в свою очередь, лишь усилило атаку на нового президента. Глобалистам нужно было максимально ослабить возможности президента и всего его кабинета. Трамп практически сразу же принес в жертву Флинна, потом был вынужден отложить американо-российское выяснение отношений.
Тиллерсон все это время делал свое дело – то есть проводил общую с Трампом линию на перестройку всей американской внешней политики. Они различались в методах: Тиллерсон – сторонник личной, максимально непубличной дипломатии, договоренности с «первыми лицами». Он настолько пренебрегал условностями, что даже не брал с собой в поездки прессу. Как человек из крупного глобального бизнеса он не любил ни публичности, ни личного пиара.
Стиль Трампа, на первый взгляд, едва ли не полностью противоположен тиллерсоновскому – он любит сочетание горячего и холодного, игру на контрастах, блеф на грани шантажа вместе с жестким торгом. Впрочем, такой стиль на посту президента он был вынужден выбрать отчасти и вынужденно – после того, как его лишили возможности проводить нормальную, обычную дипломатию. От близких контактов с Трампом предостерегали европейских лидеров, им пугали азиатов и арабов – при этом сам американский президент удачно налаживал личные контакты с самыми разными мировыми лидерами. А учитывая намерение Трампа серьезно переменить направление движения американского корабля в мировых водах, многие из его договоренностей остаются тайными.
Контраст между воинственным публичным стилем и реальными закулисными договоренностями всегда велик. И Тиллерсон, который стремился проводить общий курс Вашингтона эффективно и непублично, оказался в сложной ситуации.
Вокруг Трампа стала усиливаться борьба между различными членами его команды. Генералы Макмастер, Мэттис и Келли (помощник по национальной безопасности, министр обороны, глава администрации), вице-президент Пенс, зять Трампа Кушнер, даже посол в ООН Никки Хейли (имеющая ранг министра и входящая в состав кабинета) – все эти люди имеют и свое представление о политической линии, и свое влияние на президента США. И хотя общий вектор определяется Трампом, место Тиллерсона в этом хоре могло быть только вторым после президента. Ни на что другое он бы не согласился. Его отставка – в которую он просился и раньше, хотя именно сейчас она и была инициирована Трампом – означает лишь то, что он устал бороться за свое место.
Все эти 13 с половиной месяцев Тиллерсон оставался и главным публичным лицом по отношениям с Россией. В отличие от Трампа, проведшего всего две встречи с Путиным на полях саммитов, госсекретарь несколько раз встречался с Сергеем Лавровым в разных частях света.
В Москву, правда, Тиллерсон выбрался только один раз – в прошлом апреле. А так «русский след» не пускал. Нет, самого Тиллерсона не особо упрекали в русских связях (хотя он единственный из всего окружения Трампа, кто хорошо знаком с Путиным). Просто ехать в Россию на фоне той атмосферы травли Трампа по русской теме было совершенно невозможно и для госсекретаря.
Но вот теперь Рекс Тиллерсон может спокойно навестить старого знакомого Владимира Путина. Например, на Санкт-Петербургском экономическом форуме, который состоится через пару месяцев. Ведь как раз на одном из прошлых форумов, пять лет назад, он и получил из рук Путина орден «Дружбы». А Россия, как известно, своих друзей не бросает.