Политика

4 июля 2017, 21:50

Китайский лидер заслужил высшее признание

Фото: Михаил Метцель/ТАСС

Награждение китайского лидера Си Цзиньпина высшей наградой России стало неожиданным, но логичным символом российско-китайского сближения. Решение президента Путина является абсолютно нестандартным как для российской практики награждения, так и для наших отношений с Китаем. И признанием действительно важной личной роли председателя КНР в отношениях двух стран.

Официальный визит Си Цзиньпина в Россию готовился давно и подавался обеими сторонами как главное событие в двухсторонних отношениях в этом году. Как правило, к таким визитам готовится подписание различных соглашений, а в ходе них проводятся торжественные церемонии и встречи.

До Си Цзиньпина ни один китайский руководитель не был удостоен высшей награды России

Так было и в этот раз. Все было призвано подчеркнуть усиливающееся российско-китайское сближение, о котором Владимир Путин еще в прошлом году заметил, что теперь уже недостаточно даже просто называть его «стратегическим взаимодействием» и нужно придумать какой-то новый термин.

Ни Москва, ни Пекин при этом не говорят о союзе, о союзнических отношениях. Как памятуя опыт 50-х годов, где сами китайцы сначала называли СССР «старшим братом», так и желая подчеркнуть, что обе страны являются равными, а их сотрудничество не направлено против кого-либо. Но понятно, что речь фактически идет о глубочайшей степени сотрудничества и координации действий на мировой арене. Потому что у наших стран сейчас действительно есть возможность вместе добиться важнейших перемен – как у себя дома, так и в международной обстановке.

У России и Китая множество взаимовыгодных проектов. Причем усиление экономического сотрудничества – как в торговле, так и в инфраструктурных проектах – в конечном счете принесет долгосрочную выгоду обеим сторонам. У нас серьезнейшее военное сотрудничество, у нас общее понимание того, какой должна быть новая архитектура мировой безопасности. Путин и Си действуют фактически как союзники в мировых делах – то есть не оформленный на бумаге геополитический союз двух стран работает на практике.

И ничто не может изменить настрой Москвы и Пекина на то, чтобы вместе идти вперед. Даже если у президента США Трампа получится проводить самостоятельную политику и отношения в треугольнике США – Россия – Китай начнут меняться, например за счет улучшения отношений Москвы и Вашингтона, на российско-китайских отношениях это никак не отразится. Обе стороны в последние месяцы используют предложенную Си Цзиньпином формулу: «как бы ни изменилась внешняя обстановка, наша решимость и уверенность в развитии и углублении стратегического взаимодействия остается непоколебимой». Это не просто слова – а конкретный настрой Пекина и Москвы, дающих взаимные заверения в том, что их отношения с Вашингтоном не будут улучшаться за счет интересов России или Китая. И роль личного доверия двух лидеров тут очень велика.

Два руководителя практически с первой встречи в ранге глав государств, состоявшейся четыре года назад, стали называть друг друга друзьями – первым это слово употребил китайский лидер. Сначала это, конечно, было данью вежливости и авансом. Но теперь отношения двух президентов прошли испытание и временем, и геополитической турбулентностью. За те 22 встречи, что состоялись у Путина и Си за четыре года (они знакомы с 2008-го, когда Си стал заместителем председателя КНР, но регулярно общаться стали с весны 2013-го, когда тот возглавил Китай), они хорошо узнали друг друга. И когда в прошлом году Путин назвал Си «очень надежным партнером», это было не комплиментом. В устах президента России это, пожалуй, высшая похвала для главы иностранного государства. Ведь главной претензией Путина к тем же западным лидерам является именно их ненадежность, несамостоятельность, неумение держать слово.

А во вторник Си Цзиньпин удостоился и высшей государственной награды России – Путин подписал указ о награждении председателя КНР орденом Святого апостола Андрея Первозванного. И на торжественной церемонии лично вручил ему эту награду.

Это было действительно неожиданно. Во-первых, исходя из опыта награждения этим орденом. За почти два десятилетия его существования Си стал 17-м его кавалером и всего третьим иностранцем, удостоенным такой высокой награды. Причем предыдущий глава иностранного государства был удостоен этого ордена в 2003 году: это был Гейдар Алиев.

Россия никогда не использует свои высшие награды для отмечания заслуг или просто проявления уважения к главам иностранных государств – и в случае Алиева, и в случае Назарбаева (а он получил орден Андрея Первозванного в 1998-м) это касалось, в общем-то, бывших соотечественников, а Алиев так и вообще был в 80-е годы одним из руководителей СССР. Есть страны, в которых чуть ли не всем приезжающим к ним с визитами главам иностранных государств вручают высший орден – но это практикуют, как правило, молодые африканские государства. Ну или Украина – которая одно время вручала свой высший орден Ярослава Мудрого президентам и султанам. В России для иностранцев (но не только для них) есть специальный орден Дружбы – его вручают и тем, кто внес вклад в дело укрепления дружбы своей страны с Россией.

Во-вторых, в отношениях с Китаем у нас не было практики вручения высоких наград руководителям Поднебесной. Когда «Сталин и Мао слушали нас», в СССР практически не было традиции награждения глав соцстран и просто дружественных государств орденами и тем более высшими наградами: ее стал широко использовать Хрущев, а совсем широко – Брежнев. Начиная с президента Египта Насера и до середины 80-х Героями СССР стали руководители ГДР и Кубы, Монголии и Чехословакии... Ордена Ленина украшали африканских лидеров-марксистов. Давали их, впрочем, лишь проверенным товарищам и, как правило, к юбилеям.

Но отношения с Китаем стали портиться в 1960-м – так что ни Мао, ни Чжоу Эньлай не получили советских наград. Да они бы и не взяли – все-таки китайские коммунисты оставались тогда борцами с буржуазными пережитками, а ордена и медали считались таковыми. Помирились Москва и Пекин лишь к концу 80-х. И хотя к этому времени отношение лидеров КПК к наградам уже поменялось, советская практика награждения себя изжила, а вскоре рухнул и СССР.

Так что до Си Цзиньпина не было наших наград у китайских руководителей – если не считать Цзян Цзэминя, которого Путин в 2007 году удостоил медали Пушкина, но это все-таки совсем другая история.

При этом Си Цзиньпин получил высшую российскую награду совершенно по заслугам. Это действительно самый сильный китайский лидер со времен Дэн Сяопина – и он осознанно ведет дело к укреплению отношений двух соседних стран. Во время церемонии в Кремле он, естественно, сказал, что считает эту награду «не только почетом лично мне, но и отражением большого внимания российской стороны к развитию китайско-российских отношений, это показывает искреннее чувство дружбы российского народа к китайскому народу».

И тут произошла еще одна необычная вещь. Обычно церемония награждения идет по понятному протоколу: сначала выступает тот, кто награждает, потом отвечает тот, кого награждают, на этом все и заканчивается. Так все шло и в этот раз – выступил Путин, произнес речь Си Цзиньпин. Но потом вдруг Путин снова взял слово:

«Конечно, в таких случаях и говорится, что это знак внимания, знак уважения к российско-китайским отношениям, знак уважения ко всему китайскому народу. Так оно и есть. Эта награда – свидетельство нашего отношения к Китаю и китайскому народу.

Но я знаю господина Си Цзиньпина уже не первый год. Он хоть и возглавляет великую державу, великую страну, но всегда в личном плане проявляет известную скромность и предпочитает о себе не говорить. Но я бы хотел подчеркнуть, что именно он руководит китайской внешней политикой. И я знаю не понаслышке, потому что мы с ним работаем вместе, что он лично вносит огромный вклад в развитие двусторонних связей и принимает решения по ключевым вопросам российско-китайских отношений. И мы это очень ценим, хочу это подчеркнуть.

Эта награда подчеркивает ваш личный вклад в строительство наших отношений. Мы вам за это очень благодарны».

Путин и Си практически ровесники, но они совершенно разные люди как по жизненному опыту, так и по характерам. Путин вышел из простой рабочей семьи, Си родился в семье одного из тогдашних руководителей страны, Путин работал в спецслужбе, а Си несколько лет провел в ссылке, Путин руководит страной уже 18 лет, а Си – всего четыре года.

Отличаются и политические системы России и Китая. Осенью у Си Цзиньпина будет важный дня него съезд КПК, на котором его позиции лидера укрепятся и, скорее всего, станет понятно, что он будет руководить Китаем не только в ближайшие пять лет. В любом случае у него с Путиным впереди важнейшие дела – как в области двухсторонних отношений, так и на мировой арене. И взаимное доверие и уважение двух этих людей является очень значимым фактором глобальной политики.

Текст: Петр Акопов

Вам может быть интересно

Костромские десантники уничтожили опорный пункт ВСУ в Часовом Яре
Темы дня

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Война МУС и Израиля сыграла на руку России

МУС выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Решение суда уже поддержал главный дипломат ЕС Жозеп Боррель, однако в США готовятся ввести против МУС повторные санкции. В чем заключаются особенности этого противостояния и почему оно соответствует интересам России?

Белоусов: Российская армия сорвала кампанию ВСУ 2025 года

Варшава призвала ЕС укрепить «Восточный щит» на границе с Россией и Белоруссией

Mercedes Брежнева выставили на аукцион

Новости

Маск прокомментировал «список задач» на обложке Time

Американский предприниматель Илон Маск прокомментировал появление на обложке журнала Time списка задач, якобы ему принадлежащего, отметив, что не давал СМИ интервью и не связан с этой информацией напрямую.

Полиция Бразилии обвинила экс-президента Болсонару в попытке госпереворота

В Бразилии Федеральная полиция обвинила бывшего президента страны Жаира Болсонару в попытке госпереворота и других преступлениях, сообщил G1.

Минфин США объявил присоединение банков к российской СПФС «красным флагом»

Подключение иностранных банков к Системе передачи финансовых сообщений (СПФС) ЦБ России рассматривается как «красный флаг» (red flag, тревожный сигнал), заявило подведомственное Минфину США управление по контролю за иностранными активами (OFAC).

Захарова назвала Зеленского «просроченным» и «пронюханным»

Спикер МИД Мария Захарова обратила внимание на слова президента Украины Владимира Зеленского о применении дальнобойного оружия против России, назвав его «просроченным» и «пронюханным».

Пентагон: США не хотят войны с Россией

США не хотят войны с Россией и не стремятся к расширению украинского конфликта, но продолжат помогать Украине, заявила заместитель пресс-секретаря американского оборонного ведомства Сабрина Сингх.

Китай призвал Россию и Украину сохранять спокойствие

Министерство иностранных дел Китая призвало стороны конфликта на Украине сохранять спокойствие и сдержанность после обмена ракетными ударами и обращения президента России.

Орбан выразил надежду на Трампа в прекращении конфликта на Украине

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан выразил надежду на урегулирование конфликта на Украине благодаря избранию Дональда Трампа президентом США.

Зеленский потребовал «жесткой реакции на поступки России»

На фоне запуска российской гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине украинский лидер Владимир Зеленский выразил недовольство «уважаемыми партнерами» Киева.

Япония сообщила, что санкции США не затронут участников «Сахалина-2»

Американские санкции против Газпромбанка не коснутся японских компаний, участвующих в проекте «Сахалин-2», сообщил генсек кабмина Японии Есимаса Хаяси.

СМИ сообщили о выборе Британии между Трампом и Европой

Победа Трампа на президентских выборах в США усложнила планы премьера Британии Кира Стармера по восстановлению связей с Европой, что ставит его перед выбором между США и ЕС, отмечает New York Times.

В Киеве прогремели новые взрывы

В Киеве и на западе Украины в Хмельницкой области произошли взрывы, в том числе в районе военного аэродрома.

Рютте решил убедить Трампа не уступать России по Украине

Генсек НАТО Марк Рютте планирует обсудить с избранным президентом США Дональдом Трампом в его резиденции Мар-а-Лаго стратегию мирных переговоров по Украине, акцентируя внимание на необходимости избегать уступок России.
Мнения

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?