Устойчивая традиция русофобской политики английских властей давно уже никого не удивляет в России – за несколько веков можно и привыкнуть. То, что Лондон видит в России геополитического соперника, ради устранения и ослабления которого применимы все методы – от вмешательства в наши внутренние дела до подначивания наших соседей, от поддержки террористов до информационных войн – не новость.
Британия будет доказывать ЕС, что она нужна ему как военный союзник против России
Как и то, что Лондон периодически пытается продать Европе свою защиту от русской угрозы – хотя этот прием давно уже не применялся. Последний раз англичане навязали европейцам «защиту» от Москвы после Второй мировой войны – но тогда у них все получилось в основном потому, что они действовали через Вашингтон, его руками и возможностями.
Сейчас ситуация другая – Великобритания, бывшая в последние годы главным проводником американской же политики сдерживания России в Европе, нуждается в «русской угрозе» сугубо для своих собственных нужд. Для торга с Евросоюзом – на выход из которого она собралась. В Лондоне хотят объяснить ЕС, что, уходя из союза, Великобритания все равно будет нужна ему – как защитник от России. И это не шутка.
В Daily Telegraph появилась статья о том, что эта идея обсуждалась на совещании британских министров, посвященном Brexit. Как пишет газета со ссылкой на протокол прошедшего 7 марта совещания, власти Великобритании намерены заявлять о проблемах с безопасностью в ЕС и «возросшей российской угрозе» для того, чтобы получить более выгодную сделку по Brexit. Daily Telegraph утверждает, что эту дискуссию начнет на переговорах с Брюсселем министр иностранных дел Борис Джонсон. На совещании он заявил, что Лондону «не следует выступать в роли просителя», когда дело касается обороны, а быть осведомленным о своем тактическом преимуществе.
«Ощущение незащищенности в Европе со времен холодной войны сейчас сильно как никогда. Существует возросшая агрессия со стороны России. ЕС нуждается в наших возможностях», – заявил министр обороны Майкл Фэллон. С этой позицией согласился и министр по вопросам выхода Великобритании из ЕС Дэвид Дэвис. Он отметил, что у Британии сильная позиция в ЕС, где царит паника по поводу оборонительной политики.
Министр финансов Филип Хаммонд заявил вслед за этим, что Британия не должна принимать на переговорах с ЕС условия, которые будут угрожать ее сотрудничеству в области безопасности. С позицией министров в итоге согласилась и премьер Тереза Мэй, которая назвала безопасность и оборону «ключевыми вопросами для ЕС». В этом вопросе, по ее словам, у Лондона «сильная позиция».
То есть что же получается – Британия будет доказывать ЕС, что она нужна ему как военный союзник против России. Действительно, ядерная держава, крупный флот, армия – и хотя и островная, но европейская страна. Кто же еще может быть лучшим союзником ЕС в противостоянии «возросшей агрессии со стороны России»?
Ну разве что США – но тут как раз у ЕС есть некоторые волнения. Трамп как-то странно смотрит на европейское единство, да и про НАТО говорит странные вещи: требует больше платить за то, что американцы обеспечивают европейскую безопасность. На этом фоне в Евросоюзе возобновляются разговоры о собственных вооруженных силах, о своей, отдельной от НАТО оборонной политике – вещь в принципе немыслимая для атлантистов.
И пока Великобритания была в ЕС, она всячески противодействовала даже мыслям про европейскую армию – а теперь, с ее выходом, идея «европейского войска» может стать перспективной. США уже ненадежны, Великобритания уходит – а не подстраховаться ли на случай «самороспуска» НАТО? Вдруг США и вправду уйдут в изоляционизм, бросят Европу – и что, тогда ЕС останется один на один со страшными русскими? Ведь русская угроза все сильнее – как учат европейцев собственные атлантисты и лондонские партнеры.
И вот тут-то Лондон и предлагает свои услуги – не волнуйтесь, страны ЕС, мы не бросим вас, даже выйдя из союза. Вы можете рассчитывать на нашу армию и флот, на наше ядерное оружие. И, главное, на наше умение сдерживать русского медведя – у нас большой опыт в этом.
Примерно таков замысел англичан – это они будут продавать Брюсселю в ходе переговоров о «Брексите». Зачем? Чтобы добиться лучших условий выхода из ЕС, а, говоря проще, скидки. Сейчас ЕС прикидывает, во сколько англичанам встанет развод – называются цифры от 60 миллиардов евро. Лондон презрительно фыркает в ответ – но признает, что заплатить придется. Правительство ее величества, естественно, рассчитывает на гораздо меньшую сумму – вот только, чтобы добиться скидки, у Великобритании практически нет никаких рычагов и аргументов.
И в этих условиях «русская угроза» кажется правительству Терезы Мэй прекрасным поводом потребовать у Брюсселя скидку. Большую скидку – тут ведь не что-то мелкое обсуждается, а вопрос безопасности всего Европейского союза, обеспечивать которую нужно еще поуговаривать Великобританию.
Расчет, конечно, как и все у англичан, нахрапистый – но крайне несбыточный. Во-первых, эту «русскую угрозу» Евросоюзу придумал как раз сам Лондон. Да, вместе с Вашингтоном, поляками, прибалтами и европейскими атлантистами – но все же. Противостояние с Россией навязано Европе во многом усилиями Великобритании – и требовать от ЕС еще и оплатить Лондону расходы по борьбе с мифической угрозой все-таки чересчур нагло даже по англосаксонским меркам.
А во-вторых, европейцы все-таки умеют считать. И понимают, что толку от Великобритании в общей оборонной политике никакого. «Брексит» спровоцирует падение расходов на оборону – это понимают и сами англичане. И даже признают. В опубликованной на днях редакционной статье Times так говорится о планах правительства «укрепить роль страны в обеспечении глобальной безопасности, несмотря на «Брексит»:
«Пока неясно, как именно Британия собирается расплачиваться за свою более активную роль в сфере глобальной безопасности... В ближайшие 10 лет оборонный бюджет Великобритании ожидает недофинансирование в размере 10 миллиардов фунтов стерлингов. Это примерно четверть годового бюджета на оборону, и, скорее всего, истинная цифра будет еще выше, так как из-за падения курса фунта импортное снаряжение дорожает.
Да, обеспечение глобальной безопасности часто самоокупается. Британия – одна из лишь четырех стран НАТО в Европе, тратящая 2% ВВП на нужды обороны. Но даже это не покрывает стоимость закупок на нужды вооруженных сил.
Британия дает обещания в сфере глобальной безопасности, которые она не может позволить себе выполнять без фундаментальных реформ министерства обороны и процесса закупок необходимой техники.
Правительство должно внедрить эти реформы, а также либо честно сообщить своим союзникам о своих финансовых проблемах в области обороны, либо увеличить расходы на эту статью бюджета.
А тем временем Тереза Мэй должна сделать выбор между более активной или более дешевой оборонной политикой».
То есть денег нет не то что на более активную роль – но даже и на нынешнюю. И понимание этого «секрета Полишинеля» европейскими партнерами Лондона не будет способствовать покупке ими у англичан «страховки от русской угрозы».