Владимир Путин допустил, что в стране может быть введена норма, которая позволит лишать гражданства РФ членов ИГИЛ. Вернее, формально речь идет не о лишении гражданства, а об отмене решения, которое послужило основанием для получения российского гражданства.
К началу XXI века лишение гражданства стало в мире повсеместно восприниматься как некий анахронизм, но последние годы внесли в это представление серьезные изменения
За этой юридически заковыристой формулировкой скрывается целый пласт проблем, далеко выходящий за рамки борьбы с терроризмом. Этот сюжет касается конституционных основ российского государства. Статья 6 конституции прямо говорит: «гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства».
Запрет на лишение российского гражданства закреплен в соответствующем федеральном законе 2002 года, а впервые эта норма появилась в законе тогда еще РСФСР в 1991 году. Возникла она неспроста, поскольку, по сути, весь советский период отечественной истории лишение гражданства существовало и применялось. Сначала основанием для его применения было то, что называлось «контрреволюционные выступления против советской власти». Закон 1978 года определил, что человек может быть лишен советского гражданства за нечто весьма аморфное, что формулировалось как «действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР».
Результаты такого подхода известны – основную массу лишенных советского гражданства составили известные представители культуры, науки и искусства, крупные общественные деятели. Писатели Александр Солженицын и Эдуард Лимонов, музыкант Мстислав Ростропович и певица Галина Вишневская, шахматист Виктор Корчной и философ Александр Зиновьев... Список можно продолжать долго.
В итоге советская практика лишения гражданства оказалась глубоко дискредитирована. Никаких особых бонусов от такого метода борьбы с инако- и оппозиционно мыслящими Советский Союз не получил, зато это стало одним из серьезных аргументов в деле обличения СССР как государства, где не соблюдаются базовые права человека и гражданина.
Что касается других стран, то тема лишения гражданства там также присутствует, пусть и в более своеобразном и менее идеологизированном виде. Например, человек лишается гражданства Китая, если получает паспорт другой страны. А в США гражданства могут лишить за участие в иностранных выборах и службу в армии страны, которая находится в состоянии войны со Штатами. Но законов, прописывающих процедуру лишения гражданства, там нет, что затрудняет процесс и делает соответствующие случаи крайне редкими.
Тем не менее к началу XXI века лишение гражданства стало в мире повсеместно восприниматься как некий анахронизм, характерный для государств, не соблюдающих права человека. Однако последние годы внесли в это представление существенные коррективы, причем они в полной мере коснулись и стран Запада. Вернее сказать, их в первую очередь они и коснулись.
Речь идет о том, что государства столкнулись с новым уровнем угрозы терроризма, в первую очередь исламистского. Причем основными его носителями оказались новые, натурализованные граждане соответствующих стран. А учитывая, что США и страны Западной Европы крайне привлекательны для иммиграции, неудивительно, что именно там эта проблема встала в полный рост.
В результате последние годы все большую популярность и распространение получают идеи лишения гражданства за участие в террористической деятельности. Правда, в практическую плоскость эти идеи переходят не всегда. Соответствующая конституционная реформа год назад была сорвана во Франции, поскольку законодатели разошлись во мнении, лишать гражданства всех террористов или только тех, у кого есть второе гражданство. Зато в Нидерландах такое решение – лишение голландского гражданства членов ИГИЛ* с двойным гражданством – было принято. Инициатива о лишении гражданства пособников террористов была выдвинута и в США в самом начале 2010 годов.
До недавнего времени в России данная тема активно обсуждалась на экспертном уровне, но не находила поддержки со стороны органов власти. В январе 2016 года соответствующий законопроект был отвергнут конституционным комитетом Государственной Думы.
Свежее заявление российского президента не оставляет сомнений, что государство не исключает пересмотра своей позиции по данному вопросу.
Причина кажется очевидной: недавний теракт в Петербурге был совершен натурализованным гражданином России, выходцем из Киргизии Акбаржоном Джалиловым.
Характерно, что Владимир Путин подчеркнул, что речь идет не о лишении гражданства, что прямо запрещено конституцией, а о пересмотре решения, которое легло в основу предоставления гражданства. И судя по комментариям официальных лиц, речь идет именно о натурализованных гражданах.
С другой стороны, как известно, у России хватает собственных исламистов и террористов, получивших гражданство по факту рождения. По заявлению российского президента, в рядах ИГИЛ воюет порядка четырех тысяч россиян. В этой ситуации лишение гражданства натурализованных террористов очевидно является вспомогательной и откровенно второстепенной мерой.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ