Глава МИД Литвы Линас Линкявичюс, выступая накануне на телеканале Delfi.tv, затронул тему обострившихся в последнее время российско-белорусских отношений. По его мнению, сторонники независимости от России и суверенитета Белоруссии переживают сложный этап, а времени на то, чтобы отстоять суверенитет, у Александра Лукашенко «все меньше».
Произошедшее на Украине могло бы стать серьезной прививкой для того же Лукашенко, но, видимо, это оказалось не так
Он напомнил, что Минск так и не признал воссоединение Крыма с Россией, оценив этот шаг также как «элемент самостоятельности», и посоветовал белорусам приближаться к «европейскому мышлению, потокам сотрудничества, диалогу с ЕС».
Также накануне публицист Павел Волков отметил в своей колонке в газете ВЗГЛЯД, что Лукашенко начал идеологически оформлять концепцию «Белоруссия – не Россия» еще в 2014 году, испугавшись крымских событий. «Сложно спорить, 2014-й стал переломным моментом активизации «древних литвинов», но совсем не стартом», – писал Волков, добавляя, что последовательно боровшийся в 90-е годы с «бандеризацией» Белоруссии Лукашенко в какой-то момент фактически сам же ее возглавил. Уже в мае того года официальная молодежная организация «Белорусский республиканский союз молодежи» запретила использование георгиевских лент во время празднования 9 Мая. В июне в Витебске открыли памятник литовскому князю Ольгерду, который много и успешно воевал с Москвой. Там же был обещан и памятник литовскому князю Миндовгу. В июле, в День независимости, Лукашенко впервые в истории произнес речь на белорусском языке.
Концепция «Белоруссия – не Россия» в основном опирается на идеологию так называемого литвинства. Как отмечал в прошлом году сайт «АгитПРО», это некогда маргинальное течение постепенно пробивается на верхи белорусской власти. Например, глава Гостелерадио Белоруссии Геннадий Давыдько (отвечает за пропагандистскую работу) открыто называет себя литвином.
Напомним, литвины в Белоруссии считают себя наследниками Великого княжества Литовского (ВКЛ), само же ВКЛ – европейским государством, которое было вынуждено соседствовать «с дикой и варварской Россией». Распад же ВКЛ, согласно этой концепции, лишил белорусов европейского будущего, поэтому надо возродить идеологию и самосознание ВКЛ и повернуть Белоруссию лицом на запад.
Все дело не в идеологии, а в собственности
Научный сотрудник Центра социально-философских и антропологических исследований Института философии НАН Белоруссии Петр Петровский полагает, что исторические споры могут использоваться как прикрытие для деловых экономических противоречий Москвы и Минска.
«В Белоруссии 70% собственности – государственная. В России есть куча крупных частных собственников. В связи с этим некоторые собственники, несмотря на волю Кремля, претендуют на собственность в Белоруссии. Белоруссия противопоставляет этому программы, которые могут противоречить планам Газпрома, Роснефти. Эти противоречия и ведут к тому, что мы не может понять друг друга. А идеология оказывается разменной монетой», – считает он.
Современная белорусская элита основывает свою идеологию на преемственности с БССР, поэтому идеи литвинства насаждаются скорее с подачи Запада, полагает он. «Литвинство – это прежде всего русофобская идеология, идеология противопоставления Великого княжества Литовского общерусской истории. Но появились определенные круги, финансируемые Западом. Их действия направлены на то, чтобы отделить историю Литовской Руси от общерусской истории и использовать этот механизм в современных политических условиях, чтобы противопоставить белорусский народ российскому», – сказал Петровский газете ВЗГЛЯД.
По мнению Петровского, большинство белорусов понимает: ВКЛ – это Литовская Русь, часть общерусского пространства, которая развивалась отдельно после монголо-татарского нашествия. «Литвинствующие – это 10–15%, согласно западным опросам. А согласно опросам «Евразийского монитора», сторонниками евразийской интеграции остается более 70% белорусов», – добавил эксперт.
Идеология кучки маргиналов
«Я бы видел ВКЛ как одну из неудачных моделей развития русской государственности. Этому политическому образованию не удалось собрать вокруг себя другие русские земли, начались кризисы и противоречия. Более успешной оказалась Московия», – сказал в свою очередь газете ВЗГЛЯД старший научный сотрудник Института философии Академии наук Белоруссии Алексей Дзермант.
Идеология литвинства, указал Дзермант, использовалась коллаборационистами во время Второй мировой войны. «Но эти взгляды настолько радикальны для белорусского общества, что получить сколь-либо широкое распространение у них нет никаких шансов. Это взгляды маргинальной группы. Хотя, конечно, они пытаются всячески слепить эту историю, в которой ВКЛ подается в антироссийской трактовке», – признал политолог.
Историк заверил, что на государственном уровне не будет серьезной раскрутки такого исторического события, как, например, битва при Орше 1514 года, в которой, как известно, сражались войска Московского княжества и ВКЛ. «Националистически настроенные граждане организуют какие-то празднования, но там собирается несколько десятков человек. Эти концепты продвигаются через соцсети», – подытожил Дзермант.
«История наполнена войнами. Но делать из этого вывод о том, что Белоруссия и Россия постоянно находились в конфликте в то время, и транслировать это на современность – это уже политическая манипуляция, она создается с целью посеять семя вражды», – уверен он.
Российский политолог Алексей Мартынов назвал реалистичным сценарий, при котором Лукашенко попытается подвести под свою ссору с Москвой идеологическую опору и начать выстраивать параллельную идентичность на основании воспоминаний о Великом княжестве Литовском.
«Мы пока не слышали подобных тезисов из его уст. Но дискурс в Белоруссии звучит, издается соответствующая литература. Понимая устройство режима, можно предположить, что это происходит с негласного согласия властей», – сказал Мартынов газете ВЗГЛЯД.
Лукашенко рискует заиграться в «хитрого хохла»
Он отметил, что задержанные в декабре в Минске журналисты писали аналитические материалы том числе по этому вопросу. «В нашем информационном пространстве непопулярно прямо говорить об этих тенденциях, поскольку мы очень осторожно относимся к нашим интеграционным отношениям. Но это не означает, что этого нет. В экспертной среде это давно вызывает серьезную тревогу», – сказал он.
Мартынов тоже уверен, что абсолютное большинство в белорусском обществе против подобных тенденций, что может сильно аукнуться Лукашенко на ближайших выборах, «если он готов придерживаться законных электоральных процедур». А если не готов, то последствия тоже будут жесткими.
Такие намеки, такая методология шантажа сильно напоминает российско-украинские отношения десятилетней давности, полагает Мартынов – так же начиналось с таких подмигиваний, каких-то мифов про «великих укров», а кончилось переворотом.
«Лукашенко наблюдал по-соседски, как это происходило. Судьба Януковича в итоге незавидная. Я уж молчу о трагедии, в которую ввергнут украинский народ по вине своих руководителей. Как этого не понимает Лукашенко – загадка. Когда Янукович играл в игры между Россией и Западом, думал, что он «хитрый хохол». Произошедшее на Украине могло бы стать серьезной прививкой для того же Лукашенко, но, видимо, это оказалось не так»», – посетовал Мартынов.