Политика

6 декабря 2017, 22:01

Российские олимпийцы поставлены перед крайне сложным выбором

Фото: Issei Kato/Reuters

После решения МОК об отстранении нашей сборной от зимней Олимпиады-2018 в России началась бурная дискуссия – как о причинах такого решения, так и о том, как нам следует реагировать. Пока что над ответом на второй вопрос вслух размышляет и Владимир Путин – хотя своя позиция у него давно уже есть. И российским олимпийцам придется сделать крайне сложный выбор.

Россия не допущена к Олимпиаде в Пхенчхане, но индивидуально спортсмены могут поехать на игры, чтобы выступить в команде под олимпийским флагом и названием «Олимпийские спортсмены из России». Это решение МОК требует реакции, которая будет в ближайшие несколько дней сформулирована спортивными федерациями. А пока что в обществе развернулась масштабнейшая дискуссия.

Наши споры трудно понять многим иностранцам, например тем же англосаксам. «Права или нет, но это моя страна» лежит в основе национальной гордости и даже самого принципа формирования английской нации, да и американского народа. Вопрос о том, «как реагировать на оскорбление моей страны», даже не возник бы в уме обычного жителя Запада и уж тем более тамошней элиты. Точнее, не возникал до тех пор, пока глобализация не размыла само понятие Родины и государства.

У нас с патриотическим чувством все в целом нормально. Но все же умом Россию не понять, и у нас есть как весьма вредные старые традиции самобичевания, раскола и междоусобиц, так и очень полезные, составляющие одно из главных наших преимуществ качества: стояние в правде, поиск истины, умение встать на сторону другого. То, что Достоевский называл «всемирной отзывчивостью», широтой русского человека.

Вот и сейчас начинается битва – ехать или не ехать в нейтральном статусе? Как относиться к тем спортсменам, которые поедут?

Ответы на эти два вопроса зависят от ответа на третий, лежащий в основе всего вопрос – кто виноват? Кто виноват в том, что Россию не допустили на Олимпиаду?

Если верить МОК, виноваты нечестные спортивные функционеры и чиновники, организовавшие систему допинга. И хотя МОК заявил, что не нашлось доказательств существования программы государственной поддержки допинга в России, именно из-за этих действий наказана вся страна. Те, кто верит МОК и главному разоблачителю допинга, по совместительству бывшему его главным организатором, Родченкову, требуют уволить Виталия Мутко, отправить на Олимпиаду всех «чистых» спортсменов, проглотив обиду. Пускай побеждают – а мы будем знать, что это наши люди. Тем более что на церемонии закрытия Игр МОК вроде бы даже обещает дать им возможность пройти под нашим национальным флагом.

Сторонники подобного поведения есть и среди тех, кто не верит МОК и Родченкову: это политический заказ, Россию пытаются изолировать, оскорбить, унизить, мы не виноваты, но нужно ехать и биться, доказывая нашу силу в спорте.

Сборную России отстранили от участия в Олимпийских играх - 2018. Должна ли наша страна в ответ бойкотировать Олимпиаду?


Проголосовать

Обе эти категории делают акцент на том, что нужно уважать спортсменов, что они ни в чем не виноваты, что они всю жизнь готовились к Играм, что для многих эта Олимпиада единственная в их жизни, на которой они могут побороться за медали.

В совокупности сторонники этой точки зрения находятся в явном меньшинстве – за то, чтобы ехать на игры, выступают около трети респондентов (по разным прошедшим в последние сутки опросам). Большинство же считает недопустимым выступать без национального флага – это оскорбление и унижение страны, и соглашаться на это нельзя ни при каких обстоятельствах. Для этого большинства ответ на вопрос «кто виноват?» звучит примерно так:

«Виноват Запад, который хочет ударить по России, так же как он бил по нам экономическими санкциями. Допинг, который действительно имел место в ряде случаев, лишь повод для давления на нашу страну».

В этих обстоятельствах, по сути, решающее значение приобретает позиция Владимира Путина. Не в силу влияния его должности – а в силу его влияния как человека, его авторитета, его качеств как борца за национальные интересы. От него ждут и объяснения произошедшего, и оценок, и рецепта действий.

Хотя, казалось бы, какой может быть его позиция как патриота, если еще в середине октября он назвал оба варианта – заставить Россию выступать под нейтральным флагом либо вообще не допустить до Олимпийских игр – унижением страны?

Первая реакция Владимира Путина последовала во вторник в Нижнем Новгороде, на заводе ГАЗ, после того как он объявил о том, что будет выдвигаться на пост президента. В разговоре с рабочими Путин подробно ответил на вопрос об Олимпиаде. Он сказал, что решение еще не принято, что нужно изучить документы, что решать должны сами спортсмены на Олимпийском собрании, которое намечено на следующую неделю, но никто не будет мешать тем, кто захочет поехать.

«Мы, без всякого сомнения, не будем объявлять никакой блокады, не будем препятствовать нашим олимпийцам принимать участие, если кто-то из них захочет принять участие в личном качестве».

Ведь многие спортсмены, в том числе которых он знает лично, «шли к этому соревнованию на протяжении всей своей жизни»:

«Они на протяжении всей карьеры готовятся к этим стартам, для них это очень важно. Исходя из этих соображений, мы, конечно, не будем никому ничего запрещать, никому ничего блокировать, создавать условия, невозможные к участию».

В этих словах Путина нет ничего удивительного – ни о каком бойкоте или запрете речи и быть не могло. Об этом говорят горячие головы – ну так они и из МОК предлагают нам выйти. Послать всех – и жить своим умом.

Но как раз если жить своим умом, то нужно понимать, с чем мы имеем дело. МОК, Международный олимпийский комитет, эта старейшая из глобальных организаций – по сути, предтеча глобализации как геополитического процесса. Она была создана еще в конце XIX века, когда только начинались разговоры о Соединенных штатах Европы, о едином человечестве под управлением единого правительства. Не было ни ООН (ни ее предшественника – Лиги Наций), ни Всемирного банка, ни ЮНЕСКО – ни одной из международных глобальных организаций. Все они – детище западного, а точнее, даже англосаксонского мира.

Россия в качестве СССР принимала участие в создании большинства из них. Когда они стали в массовом порядке формироваться после Второй мировой войны, мы как один из двух ее победителей не хотели оставить без присмотра начатую тогда же атлантистами глобализацию. Мы одновременно как бы и участвовали, и не участвовали в ней, одновременно присматривали и боролись за влияние в рамках этих организаций. Где-то достигали успехов, где-то нет – но, например, в той же ООН из страны, находившейся в явном подавляющем меньшинстве в начале ее деятельности, в 1940–1950-е, мы к 1980-м годам стали уже собирать вокруг себя внушительные коалиции вплоть до большинства.

Да, в ООН это во многом объяснялось расширением числа участников и тем, что обретавшие независимость страны третьего мира часто начинали ориентироваться на Москву. Но важен был и рост нашего влияния, и умелое использование нами совпадающих со странами третьего мира интересов, например антиколониальных и антиамериканских. И огромная популярность левой, социалистической идеологии в мире.

Но и тогда мы не строили свою МОК – и уж тем более это бессмысленно делать сейчас. Просто в МОК, как и в МВФ и в других глобалистских структурах, нужно биться за больший доступ к контролю над ними, за ослабление их зависимости от их создателей – англосаксов. Тут, в той же МОК, нам могут быть союзниками очень многие силы в мире – от арабских шейхов до китайцев и недовольных диктатом «глобалов» европейцев. Просто с ними нужно много и упорно работать – так же как мы работаем с ними на уровне прикладной геополитики в Сирии, на Ближнем Востоке, в борьбе за ориентацию Евросоюза...

А пока приходится играть по их правилам – в том смысле, что считаться с тем, что МОК используют как инструмент геополитического давления на нас. Как сказал Путин, «все это выглядит как абсолютно срежиссированное и политически мотивированное решение. Мы это видим, для меня здесь нет никаких сомнений». Да, напомнил он, мы сами подставились, «надо прямо сказать, что мы отчасти сами в этом виноваты, потому что дали повод для этого» – но «этим поводом воспользовались не совсем честным образом, мягко говоря... Ни в одной системе права мира коллективная ответственность не предусматривается».

Тем более, сказал президент, что «большинство из обвинений основаны на фактах, которые никак не доказаны и являются в значительной степени голословными»:

«Основаны они в основном на показаниях человека, моральные и этические установки которого и психическое состояние которого вызывают много вопросов; ничего другого просто нет».

Как положительный результат Путин отметил то, что «в выводах комиссии написано, что в России не было никакой системы государственной поддержки допинга. Это важное заключение».

Хотя если это признается, то возникает вопрос, почему «олимпийцам запрещено выступать под российским флагом и российской символикой, если нет государственной поддержки»:

«Если нет господдержки допинга, то тогда почему нельзя выступать под нашими национальными символами? Это, конечно, большой вопрос».

Путину тоже жалко спортсменов:

«Я тоже переживаю за ребят, многие не только мне знакомы, я считаю их своими друзьями, очень переживаю за них. Каждый из них должен принять какое-то решение... А как будут организованы командные соревнования? Они с какой символикой будут? Это ведь тоже вопрос не праздный. Но и в конечном итоге сами спортсмены должны будут принять решение, каждый из них – для себя. И в команде, и индивидуально: кто и как будет выступать».

При этом даже те, кто захочет, не смогут сейчас понять, имеют ли они право выступать. Об этом тоже сказал Путин:

«Ведь процесс продолжается, существует еще какая угроза: так и будут нам по одному из самых ведущих наших спортсменов выбивать, выбивать, выбивать. А что у нас тогда будет за команда? Команда третьих-четвертых-пятых номеров?»

Что следует из этих слов Владимира Путина? Что он ненавязчиво, но твердо подводит к формулированию своей собственной позиции, о которой он наверняка определеннее выскажется на днях. Но уже можно догадываться, как именно ее приблизительно можно было бы описать. Да, ехать можно, но я бы, будь я олимпийцем, не поехал – потому что я в первую очередь русский, а уже потом дзюдоист или хоккеист: так мог бы сказать Путин нашим спортсменам. Потому что для меня Россия не пустое слово, не название куска суши.

А кто хочет, пускай едет – держать за ремень и уж тем более кидать вслед камни не будем. Каждый выбирает для себя.

Текст: Петр Акопов

Вам может быть интересно

Названы главные обеспечители кредита Киеву за счет активов России
Темы дня

Разбитая на Украине военная техника еще послужит России

На полях сражений украинской спецоперации остались десятки тысяч единиц разбитой военной техники. Однако даже в таком состоянии при определенных условиях она может принести пользу и даже большую прибыль. Что нужно для этого сделать и какие опасности важно при этом учесть?

Евросоюз вступил с США в войну идеологий

Еврокомиссия наложила штраф на соцсеть X (ранее Twitter, заблокирован в РФ) в размере 120 млн евро. Это событие вызвало шквал критики со стороны американских властей. По мнению экспертов, произошедшее обнажает глубокий идеологический раскол между США и ЕС. К чему приведет «цифровое» противостояние на Западе и почему лицом этого конфликта отчаянно стремятся стать европейские «Зеленые»?

Дмитриев заявил о «панике крупнейших дипломатов ЕС»

В Германии захотели переименовать улицы с советскими названиями

Долина обвинила Лурье в неосторожности при покупке квартиры

Новости

Трамп выразил разочарование Зеленским

Глава американского государства Дональд Трамп заявил о разочаровании тем, что украинский лидер Владимир Зеленский пока не ознакомился с предложением США по урегулированию конфликта на Украине.

Удары ФАБ уничтожили штурмовой полк ВСУ под Гуляйполем

Удары ФАБ практически уничтожили 225-й штурмовой полк ВСУ под Гуляйполем, уцелевшие военнослужащие соединения требуют вывода, сообщили в российских силовых структурах.

Протечка воды в Лувре повредила до 400 экспонатов

В результате аварии в системе отопления, произошедшей в конце ноября, вода проникла в залы Лувра и повредила до 400 научных документов и журналов по египтологии, относящихся к периоду конца XIX – начала XX века, пишет The Guardian.

Франция отказалась изъять российские активы из банков республики

Франция, поддержав предоставление Украине «репарационного кредита», не стала включать замороженные в частных банках страны российские активы в эту схему, сообщила британская газета Financial Times (FT).

Нетаньяху заявил о планах оставить войска Израиля в Сирии

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе выступления на ежегодной дипломатической конференции рассказал о готовности израильской стороны сохранить контроль над буферной зоной у Голанских высот и Джебель-эш-Шейх.

«Коридор Трампа» привел к ухудшению отношений Азербайджана и Грузии

Реализация «Маршрута Трампа ради международного мира и процветания» – Зангезурского коридора уже принесла серьезные проблемы в отношения Азербайджана и Грузии, которая до сих пор оставалась ключевым транзитным звеном региона, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси со ссылкой на азербайджанские СМИ.

Президент Чехии: НАТО может быть вынуждено сбивать российские самолеты

Возможно, страны НАТО окажутся «вынуждены» сбить российский самолет или дрон, заявил президент Чехии Петр Павел.

Мизулина: Дети недовольны блокировкой Roblox

После решения Роскомнадзора заблокировать Roblox значительное число несовершеннолетних выразили намерение покинуть Россию, заявила глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина.

Мерц подал сотни заявлений из-за интернет-оскорблений

С 2021 года канцлер Германии Фридрих Мерц инициировал более 170 уголовных дел из-за оскорблений в интернете, используя специализированное агентство для фиксации инцидентов, сообщает газета Welt am Sonntag.

Шарий заявил о подготовке Киевом спецоперации по «вразумлению» Вэнса и Рубио

Служба внешней разведки Украины готовит «спецоперацию» по «публичному вразумлению» вице-президента США Джей Ди Вэнса и госсекретаря Марко Рубио, заявил украинский блогер Анатолий Шарий.

Названы главные обеспечители кредита Киеву за счет активов России

Самую большую долю в предоставлении кредита Украине за счет замороженных российских активов, обсуждаемого в Евросоюзе, должны внести Германия, Франция и Италия: только Берлину придется выделить свыше 51 млрд евро, сообщает издание Politico.

На границе Таиланда и Камбоджи начались бои

Военная база Анупонг на границе Таиланда и Камбоджи подверглась обстрелу, в результате которого один военный погиб, Таиланд поднял истребители F-16 для ответных ударов, сообщает Khaosod со ссылкой на представителя военных. Указывается, что тайская армия сообщает о боестолкновениях вдоль границы с Камбоджей.
Мнения

Сергей Миркин: Донбасс всегда голосовал против Украины

Европейские пропагандисты все еще пытаются сшить Донбасс с Украиной – например, вспоминают итоги референдума 1991 года, на котором жители региона якобы высказались за то, чтобы быть вместе с Украиной. Хотя реальное волеизъявление людей на всем протяжении независимости Украины было прямо противоположным.

Наталья Потемкина: Ключ от туалета как культурный феномен русской эмиграции

Широко известная дама-иноагент с болью пишет о том, что на культурных мероприятиях для покинувших Россию все плохо: звук в микрофоне некачественный, реверберация в помещении плохая, да и артист однажды опоздал на выступление потому, что 40 минут искал, у кого ключ от туалета.

Геворг Мирзаян: Расчеты на «договорнячок» провалились

Гипотетический «договорнячок» по Украине не выглядит ни обсуждаемым, ни даже сколько-нибудь возможным. Путин доведет до конца украинскую историю – и именно так, как изначально планировал. Дипломатическим путем – если получится. Военным – если придется.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов