«Москва не воспринимает как угрозу развитие вооруженных сил Китая», – подчеркнул пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, отвечая на вопрос об отношении к развертыванию китайских МБР близ нашей границы.
Ядерный потенциал Китая должен быть настолько силен, чтобы ни одна страна в мире не осмелилась на военное столкновение с ним при любых обстоятельствах
Пекинская англоязычная газета Global Times (менее официозное подразделение печатного издания ЦК КПК «Женьминь жибао») сообщила во вторник: Китай разместил наиболее совершенные межконтинентальные баллистические ракеты собственной разработки DF-41 («Дунфэн-41») в северо-восточной провинции Хэйлунцзян. Этот регион граничит с Россией по реке Амур.
В подтверждение этого сообщения Global Times приводит фотографии новейших ракетных комплексов, которые были опубликованы накануне в китайском сегменте интернета. «Согласно опубликованной информации, фото были сделаны в провинции Хэйлунцзян. Военные аналитики уверены, что это, вероятно, вторая стратегическая ракетная бригада DF-41 и что она была размещена в северо-восточном Китае», – подчеркивает газета.
Обычная модель легализации
Как пояснил газете ВЗГЛЯД эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин, фотографии самоходной пусковой установки ракет DF-41 в районе города Дацин провинции Хэйлунцзян появились еще в декабре.
Затем в январе гонконгское издание написало об этом статью. И через некоторое время со ссылкой на это издание китайское государственное СМИ, которое раньше предпочитало ничего не замечать, сообщает о свершившемся факте, рассказал собеседник.
«Это обычная для китайцев модель легализации данных о новых военно-технических событиях. Они никогда не делают официальных заявлений, что это случилось, – заметил эксперт. – Сначала они вбрасывают в соцсети, ждут, пока подхватит кто-то за рубежом, а потом уже со ссылкой на зарубежные СМИ они об этом сообщают. Если бы подхватили что-то не то, они бы (китайские СМИ) эти сообщения игнорировали. А сейчас они как бы подтвердили», – подчеркнул он.
Усиление «Восточного ветра»
Как поясняет ТАСС, трехступенчатая твердотопливная МБР DF-41 («Дунфэн-41», или CSS-X-10 по классификации НАТО) разработана китайской Академией технологий ракет-носителей. Предположительно, она оснащена разделяющейся головной частью, которая включает от 10 до 12 ядерных блоков индивидуального наведения. По разным оценкам, максимальная дальность DF-41 составляет около 14 тыс. километров.
Баллистические ракеты средней и межконтинентальной дальности «Дунфэн» (в дословном переводе «восточный ветер») начали разрабатываться в Китае в 1960-х годах на основе советских образцов. Программа по разработке «Дунфэн-41» реализуется уже несколько десятилетий, работы начались еще в конце 80-х – начале 90-х годов, отмечает Василий Кашин. МБР, пущенная в производство в начале 2010-х, рассматривается как ракета, чей радиус действия превосходит американский аналог – LGM-30 «Минитмен».
DF-41 находится на вооружении 2-го артиллерийского корпуса Народно-освободительной армии Китая – стратегических ракетных сил КНР. В распоряжении этой армейской структуры, по неофициальным данным, находится от 100 до 400 ядерных боевых блоков. Добавим, что проект ракет наземного базирования «Дунфэн-41» разрабатывался в связке с другими новейшими МБР – «Цзюйлан-2» (JL-2), размещаемыми на атомных подлодках ВМФ Китая.
Военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский в беседе с газетой ВЗГЛЯД отметил, что возможности ракет DF-41 впечатляющие. По оценке собеседника, дальность пуска составляет порядка 10–11 тысяч километров. В качестве боевой нагрузки имеется несколько боевых ядерных частей, по всей видимости, три–четыре, плюс средства преодоления противоракетной обороны, указал собеседник. Кроме того, «ракета размещается на подвижном грунтовом ракетном комплексе, что весьма затрудняет ее обнаружение и противодействие такому комплексу», добавил эксперт.
#{smallinfographicleft=419292}О том, что размещение DF-41 способно насторожить любого противника, заявил и Кашин. «DF-41 – ракеты нового поколения, мобильные, твердотопливные, способные нести разделяющуюся головную часть индивидуального наведения с большим количеством боевых блоков», – указал собеседник.
Как говорится в докладе минобороны США, опубликованном в 2013 году, Китай в целом имеет от 50 до 75 межконтинентальных баллистических ракет различных типов, способных нести ядерный боезаряд, и около 1,1 тыс. баллистических ракет малой дальности.
Для сравнения: в планах Пентагона к 2018 году развернуть 400 шахтных пусковых установок для МБР, 12 ПЛАРБ (атомных подводных лодок, оснащенных баллистическими ракетами) и 60 тяжелых бомбардировщиков. Сейчас в общей сложности США располагают 762 развернутыми МБР, баллистическими ракетами подводных лодок и тяжелыми бомбардировщиками.
У России, по оценке группы международных экспертов, – 526 развернутых носителей ядерного оружия (тех же МБР, ПЛАРБ и тяжелых бомбардировщиков).
Китайский ответ Трампу?
«Это может быть реакцией Пекина на провокационные заявления» президента США Дональда Трампа, пишет пекинское издание Global Times.
Добавим, что одним из раздражающих факторов может служить принятая еще до прихода Трампа к власти программа развертывания американской системы ПРО в Южной Корее. Накануне и. о. президента Республики Корея Хван Гё Ан подтвердил: планы развертывания комплекса ПРО США THAAD остаются в силе. Не добавляет спокойствия и озвученное во вторник обещание северокорейских властей «не отказываться от запуска межконтинентальной баллистической ракеты».
В частности, в начале января Трамп заявил, что Китай лишает США значительных объемов денег и богатства путем абсолютно неравноценной торговли. Претензии новой команды Белого дома касаются не только экономики. Утверждается, что претендент на пост госсекретаря Рекс Тиллерсон в своей первой публичной речи в новой должности намерен упомянуть рост военной активности Китая в качестве одной из основных угроз США. Сам Трамп намерен вести диалог с Китаем в жестких тонах. Дополнительное раздражение Пекина вызывают демонстративные контакты Трампа с лидерами Тайваня – так, еще в декабре избранный президент провел телефонные переговоры с президентом острова Цай Инвэнь.
По мнению военного эксперта Виктора Мураховского, если посмотреть на дислокацию комплексов DF-41, можно сказать, что они нацелены, скорее, на объекты типа Тайваня, либо американские базы в Тихом океане, либо на территорию самих США.
«США не проявили уважения к вооруженным силам КНР»
КНР призывает Соединенные Штаты «говорить и действовать осторожно», когда речь заходит о неоспоримых правах Китая на архипелаг Спратли в Южно-Китайском море, заявила во вторник пресс-секретарь МИД КНР Хуа Чуньин. Во время предвыборной кампании Трамп разместил на своем сайте заявление о том, что более внушительное развертывание американских сил в Южно-Китайском море станет противовесом «авантюризму» Китая. «Серьезное военное присутствие будет четким сигналом Китаю и другим странам Азии и всего мира, что Америка вновь возвращается к делам глобального лидерства», – говорится на сайте.
Виктор Мураховский, впрочем, не соглашается с тем, что размещение DF-41 стало ответом на инаугурацию Трампа и его нападки на Китай. «Ракетный комплекс разрабатывается обычно в течение 12–15 лет, стартовые позиционные районы для межконтинентальных баллистических ракет тоже готовятся годами, 5–6 лет, как правило. Где в это время Трамп был, при чем здесь Трамп?» – подчеркнул эксперт. Развертывание DF-41 не было загадкой для американцев, они уже давно обращают внимание на эволюцию китайских ядерных сил, отмечает Василий Кашин.
#{smallinfographicleft=751153}Эксперт напомнил, что именно Трамп готовится сейчас запустить процесс модернизации американских ядерных сил, который неизбежен, поскольку они не модернизировались более 25 лет и пришли к пределу своего запаса прочности по техническому состоянию. «США стоят перед необходимостью выделения в течение буквально нескольких лет сотен миллиардов долларов на разработку и производство МБР, атомных ракетных подводных лодок и бомбардировщиков нового поколения», – рассказал собеседник. Так что теперь американцы «могут попытаться привлечь дополнительное внимание к модернизации Китая, чтобы облегчить получение необходимых бюджетных ассигнований», резюмировал эксперт.
«США не проявляли должного уважения к вооруженным силам КНР, а многие высокопоставленные американские военные высокомерно выражали свое намерение поиграть мускулами, – подчеркивает пекинская Global Times. – Ядерный потенциал Китая должен быть настолько силен, чтобы ни одна страна в мире не осмелилась на военное столкновение с ним при любых обстоятельствах и чтобы Китай мог ударить в ответ тем войскам, которые провоцируют его». «Образ Китая с или без DF-41 отличен в глазах внешнего мира. В этом заключается значение DF-41», – отмечает газета. При этом, по мнению полуофициозного издания, это не приведет к появлению «теории китайской угрозы», а лишь усилит авторитет Народно-освободительной армии Китая.
«Межконтинентальные китайские ракеты предназначены для сдерживания США», – подчеркивает Василий Кашин.
«Не нацелены на российские объекты»
Что касается безопасности нашей страны, Мураховский отметил: «Когда пишут о размещении комплексов вблизи границ России, это, вероятнее всего, означает, что такие комплексы не предназначены и не нацелены на российские объекты. Потому что межконтинентальные баллистические ракеты, помимо максимальной дальности, на которую они могут летать, имеют и минимальную дальность, как правило, она тоже составляет несколько тысяч километров», – пояснил Мураховский.
С ним согласился и Кашин. Он напомнил, что на территории северо-восточного Китая располагается объединение китайских ракетных войск, известное как 51-я база. Раньше китайцы размещали там ракеты малой и средней дальности. «Их уже хватало для поражения основных российских центров. Для России китайские ракеты средней дальности, такие как DF-21, DF-4 и DF-26, представляют более серьезную угрозу, чем межконтинентальные», – отметил собеседник. Он напомнил, что ракет средней дальности больше, к тому же они более мобильные, более точные и так далее.
Между тем у Китая есть причины для дислокации DF-41 именно на северо-востоке Китая, указал Кашин. Это может быть связано с желанием укоротить траекторию полета ракеты, сместить ее пусковую установку к северу и подальше на восток, а также снизить ее уязвимость, отметил он. «Ясно, чтобы долететь до района Дацина, надо либо долгое время лететь над территорией КНР, заходить с юга, либо пересекать воздушное пространство России или Северной Кореи, что может быть неприемлемо по политическим причинам», – пояснил эксперт.