Сергей Борисович Иванов относился к числу главных соратников Путина – если говорить о том, что было сделано президентом за 17 лет, то за всем этим нужно видеть работу команды, группы ближайших сподвижников, призванных Путиным во власть на рубеже веков. Вклад Иванова – один из важнейших, если не главный после путинского. И вдруг такой человек уходит. Почему?
Строить новую «элиту» будет уже выращенное Путиным вместе с Ивановым новое поколение управленцев
Ни о каких разногласиях между Путиным и Ивановым не может быть и речи. Они знакомы сорок лет, восемнадцать последних лет работали вместе, их отношения характеризуются как дружеские в настоящем смысле этого слова. Иванов ровесник и товарищ Путина, и нет повода не верить в озвученные ими публично причины ухода с поста главы администрации.
Оба сослались на свой разговор на рубеже 2011–2012 годов, когда Иванов был назначен на эту должность. Тогда он попросил Путина о четырех годах работы (то есть не на весь срок президентства, который был увеличен до шести лет). Иванов проработал без четырех месяцев пять лет – и действительно в последние месяцы говорил с президентом об уходе с должности.
Сыграла свою роль и трагическая гибель старшего сына в 2014-м, и, может быть, не только как личное горе. Все-таки, работая главой кремлевской администрации, сложно уделять много внимания оставшимся без отца внукам.
И главное, конечно, это характер и личность самого Иванова. Далеко не всех выносят с госслужбы вперед ногами или в тюрьму. Есть люди, которые понимают, что не только высокий чиновничий статус обеспечивает возможность влиять на выработку решений и делать дело, то есть служить своей стране.
Ведь Иванов не уходит на пенсию – он остается в узком кругу не просто доверенных лиц Путина, но и его ближайших соратников. Название его новой должности – «специальный представитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта» – не означает, что он будет заниматься только любимыми леопардами или полностью сосредоточится даже на таких серьезнейших проектах, как трансъевразийские транспортные коридоры. Должность придумана для того, чтобы формально «оправдать» его присутствие в числе постоянных членов Совета безопасности. Из этого главного органа коллективного руководства Иванов не исключен – и это является лишним подтверждением того, что он остается соратником Путина не только в человеческом, но и в служебном измерении.
Глава администрации – это ведь не столько политическая, сколько административная, управленческая должность. Нужно выстраивать работу всей вертикали власти, в первую очередь кадровую и организационную. Антикоррупционное обновление власти, о принципиальной важности которого говорили все последние годы Путин и Иванов, новая кадровая политика (о которой также все время говорил бывший глава администрации) – этим нужно заниматься в постоянном режиме. Иванов все-таки разведчик, аналитик, геополитик – и его опыт и знания важны на международном фронте, в том же Совбезе.
А строить новую «элиту» будет уже выращенное Путиным (вместе с Ивановым) новое поколение управленцев – и 44-летний Антон Вайно относится к их числу. Так же как и новые губернаторы, выходцы из ФСО и не только, и новый глава РЖД, и многие другие, которые еще только на подходе к ключевым должностям. Это новое поколение – не просто исполнители, но они лишены плохого «опыта 90-х» и сформировались как госслужащие уже в эпоху Путина. Более того, многие из них работали непосредственно с президентом, поэтому пользуются его полным доверием, не коррумпированы и не мыслят в категориях кланов и корпораций.
Это не значит, что Путин готовит элите 37-й год – это означает, что обновление командных высот становится для него безусловным приоритетом. Еще в 2012 году он предупредил номенклатуру об ужесточении правил поведения и работы и вместе с Ивановым проводил эту политику в жизнь. Гнилая часть номенклатуры, как и «элиты» в целом, не хотели верить в неотвратимость изменений – мол, ничего, начальство перебесится, очередная кампания, главное пересидеть ее.
Но некоторые уже «пересиживают» на нарах, а другие теряют пригретые должности, причем это касается и людей из первого, чекистского, призыва. Процесс обновления политического класса будет лишь набирать обороты. Но Сергей Иванов не относится ни к коррумпированным чиновникам, ни к интриганам, ни к создателям кланов и группировок. Напротив, он честно шел вместе с Путиным, служа стране, а не человеку или должности.
Сейчас они с Путиным решили, что его опыт и знания лучше использовать в другом формате. Но в любом случае Сергей Иванов останется в истории России начала XXI века как один из тех, кто восстановил почти уничтоженное государство – хотя его служба державе еще далеко не закончена.