В среду президент Путин поручил правительству подготовить предложения по изменению законодательной базы для нормализации отношений с Турцией. Это поручение появилось после телефонного разговора с турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом.
Путин как лидер должен раскрыть свою позицию. Это вопрос, который требует общения не только с Эрдоганом, но и с обществом
В ходе беседы, которая длилась 40 минут, президенты договорились принять меры для нормализации отношений между странами и приняли решение о личной встрече. Но сначала встретятся министры иностранных дел. Это произойдет 1 июля в Сочи в ходе заседания Организации Черноморского экономического сотрудничества. На этой встрече будут обсуждены как ситуация в регионе с акцентом на сирийское урегулирование, так и актуальные вопросы дальнейшего развития российско-турецких связей.
Источник в администрации турецкого президента допускает возможность встречи глав государств в рамках саммита «Большой двадцатки», который пройдет 4–5 сентября в Китае.
«Перевернуть кризисную страницу»
Телефонный разговор Путина и Эрдогана стал возможным после того, как в понедельник российский лидер получил послание Эрдогана, который извинился за гибель пилота российского Су-24 в Сирии и выразил готовность восстанавливать отношения с Москвой. Эрдоган также согласился на любую инициативу для «облегчения боли и тяжести нанесенного ущерба» семье погибшего пилота Олега Пешкова.
В пресс-службе Кремля сообщили: «Владимир Путин отметил, что полученное от президента Турции послание создало предпосылки для того, чтобы перевернуть кризисную страницу в двусторонних отношениях и начать процесс возобновления совместной работы по международной и региональной проблематике, а также по развитию всего комплекса российско-турецких отношений».
Кроме того, в Турции срочно возобновили дело в отношении предполагаемого убийцы российского пилота Альпарслана Челика (в среду Путин выразил надежду, что это расследование будет объективным). Однако Анкара отказалась выплачивать компенсацию за сбитый самолет, хотя ранее премьер Турции Бинали Йылдырым заявил, что Турция «при необходимости» заплатит компенсацию.
Восстановление турпотока только после гарантий безопасности
Что касается нормализации отношений между странами, то, в частности, как пояснили в Кремле, Путин поручил правительству снять ограничения в туризме, торговле и других сферах. Путин в беседе с Эрдоганом заявил, что турецким властям необходимо предпринять дополнительные шаги для обеспечения безопасности туристов из России.
В Российском союзе туриндустрии (РСТ) пояснили, что восстановление турпотока между странами станет возможным только после обеспечения турецкой стороной гарантий полной безопасности туристов. Об этом РИА «Новости» сообщил вице-президент РСТ Юрий Барзыкин.
«Налаживание добрососедских отношений – естественный и необходимый процесс. Это два взаимосвязанных фактора для восстановления и туристических отношений, но без значительного снижения риска и обеспечения безопасности не может идти речи о возобновлении туристического потока», – добавил он.
Ранее в среду первый зампред комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич заявил, что после теракта в аэропорту имени Ататюрка в Стамбуле говорить о возобновлении туристического потока нельзя, власти не могут запретить самостоятельные поездки в эту страну, но туристы должны понимать риски.
Однако член комитета Совета Федерации по международным делам Игорь Морозов не исключил, что турпоток восстановится в этом сезоне. «Разрешение на формирование организованных туристических поездок реально получить в течение 10–14 дней. В этот сезон Турция уже может получить туристов из России», – заявил он.
По его словам, дело теперь только за туроператорами и чартерными компаниями, организующими полеты на турецкие курорты. «Надо смотреть, как быстро они смогут перестроиться опять на Турцию», – подчеркнул сенатор.
«Все время быть в состоянии войны нельзя»
Первый зампред думского комитета по международным делам Леонид Калашников (КПРФ) признался, что подобное развитие событий для него было ожидаемым. В восстановлении этих отношений, по его словам, есть определенная логика. «Все время быть в состоянии войны нельзя. Но насколько быстро зарубцуются раны у населения?» – сказал Калашников газете ВЗГЛЯД.
Депутат подчеркнул, что в целом нужно прорывать западную блокаду, но «при этом, я уверен, сегодня нельзя было говорить о восстановлении туризма». «Стало известно о теракте. Мы что, собираемся отправлять людей в регион, где рвутся бомбы, налаживать там авиасообщение? С Египтом, с которым у нас гораздо более дружеские отношения, Россия этого не делает. И это, конечно, я не могу принять», – сказал депутат.
Что касается взаимоотношений в сферах экономики, тем более если это выгодно России, то «это нужно делать». «В любом случае, если Турция выполнила предварительные условия, то можно потихонечку двигаться к тому, чтобы взаимовыгодно торговать», – отметил Калашников.
Нормализация отношений во многом будет зависеть от Эрдогана, от его действий в отношении Сирии. «Думаю, что Эрдоган не очень лояльно будет все это делать, поскольку там есть непреодолимые противоречия», – полагает депутат.
«Путин как лидер должен раскрыть свою позицию»
В свою очередь президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов считает важным тот факт, что произошедшее касается не только президентов, но прежде всего обеих наций. Инцидент со сбитым самолетом и убийство летчика было вызовом, брошенным не только Путину, но и российской нации в целом.
«Это не значит, что Путин не может принимать решений по разрядке отношений при определенных условиях. Но это значит, что Путин как лидер должен раскрыть свою позицию. В этом смысле неправильно просто ограничиться пересказом телефонного разговора двух руководителей. Это вопрос, который требует общения Путина не только с Эрдоганом, но и с обществом. Должно быть некое объяснение позиции по этому вопросу», – сказал Ремизов газете ВЗГЛЯД.
Что касается перспектив восстановления отношений, то, по мнению политолога, два конфликтогенных фактора остаются в силе. Первый – это разногласия по сирийской политике. Они никуда не делись, ситуация в регионе острая и промежуточных результатов нет. Второй – это след в общественном мнении обеих стран. Если для россиян это прежде всего инцидент с Су-24, то для турок – российское вмешательство в ту сферу, которую они считают зоной своих интересов.
Тем не менее в экономике есть сферы, отношения в которых можно восстановить без особых сложностей. Это прежде всего доступ турецких товаров на российский рынок. Для отдельных регионов, в основном для Крыма, который изолирован со стороны многих стран, это может быть на пользу. Лоббистами восстановления отношений с Турцией также были Татарстан, Башкирия, некоторые республики Кавказа.
Ремизов согласен, что в сфере туризма не стоит ожидать быстрого восстановления, потому что на сегодня безопасность является большим препятствием, чем политика. «И второй момент – сохраняется негативное общественное мнение. Это тоже сокращает туристическую привлекательность страны для граждан России», – отметил эксперт.