На прошедшем на днях в Вашингтоне совещании послов США, аккредитованных в Европе и России (это официальная формулировка; Россия выведена из состава Европы, несмотря на учебники географии), одной из ключевых тем неожиданно стало «преследование американских дипломатов со стороны российских спецслужб». Дипломаты пожаловались госсекретарю Джону Керри на, как они выразились, harrasment со стороны не названных и не пойманных за руку «чекистов». Сотрудники российских спецслужб, утверждают дипломаты, преследуют их и членов их семей на улице, являются без приглашения на светские мероприятия, проводимые дипломатами, и даже подкупают журналистов, чтобы те писали о сотрудниках американских дипломатических миссий статьи негативного характера.
Один из бывших атташе посольства США в Москве сообщил, что десять лет назад сотрудники спецслужб проникли к нему в дом и убили его собаку
Более того, выяснилось, что уже около двух лет американские дипломаты в Европе и России закидывают Государственный департамент секретными записками, в которых перечисляют случаи такого «харасмента», включая откровенную уголовку. Например, сотрудники посольства в Москве утверждают, что неизвестные (впрочем, в докладных записках напрямую утверждается, что это сотрудники российских спецслужб) незаконно проникают в их жилища (обычно почему-то поздним вечером) и переставляют там мебель. Или зажигают во всех комнатах свет, включают на полную громкость телевизоры, а потом просто уходят. Один из сотрудников посольства доложил, что кто-то справил нужду на ковер в его гостиной.
Согласно этим сообщениям, именно в Москве подобные случаи носят массовый характер и дезорганизуют работу дипломатических миссий единственной сверхдержавы. Автомобилям дипломатов регулярно прокалывают шины, а сотрудники ГИБДД донимают их придирками на дорогах. Со своей стороны эти жалобы подтвердили и отставные дипломаты, уже покинувшие Россию. Так, один из бывших атташе посольства сообщил, что десять лет назад сотрудники спецслужб проникли к нему в дом и убили его собаку.
Одно из главных действующих лиц этой странной истории – бывший посол США в РФ Майкл Макфол – человек, чрезвычайно популярный в Рунете из-за своего своеобразного представления о России и русских. Макфол утверждает, что подвергался организованному преследованию на протяжении всего своего пребывания в Москве, его детей сопровождали по дороге в школу, а сам он становился объектом глумления со стороны молодежных политизированных групп. «Это было что-то вроде стремления оказать давление на правительственных чиновников, которые пытались выполнять свою работу, составляя отчеты и донесения. И когда я был там, это явно усилилось. После вторжения на Украину стало хуже, гораздо хуже. И там, в посольстве, мы чувствовали себя как в осаде», – заявил Макфол газете Washington Post.
Его поддержал бывший посол США в Чехии (2011–2014) Норман Айзен. «После возвращения Путина Россия ведет в Европе все более агрессивную «серую войну». Сейчас это действия в ответ на введенные из-за Украины западные санкции. Широко освещаемые случаи преследования – это еще один фронт «серой войны». Они преследуют американских дипломатов буквально по месту жительства», – утверждает дипломат.
Все это подтверждает и представитель Госдепартамента Джон Кирби. По его словам, преследования американских дипломатов усилились и участились после 2014 года, после событий на Украине и введения Соединенными Штатами персональных санкций против ряда российских граждан из окружения президента Путина. «Поэтому мы неоднократно выражали нашу обеспокоенность в связи с преследованием наших дипломатических и консульских работников со стороны россиян, в том числе и на самом высоком уровне», – добавил он.
Госдепартамент отнесся к этим донесениям чрезвычайно ответственно. Уже полтора года, как все американские дипломаты, направляющиеся на работу в Европу и Россию, проходят спецкурсы подготовки на тему «как вести себя в условиях преследования российскими спецслужбами». А руководитель Бюро по делам Европы и Евразии Виктория Нуланд лично отслеживает все подобные случаи и организует межведомственные совещания для выработки ответных мер.
Тем не менее в Вашингтоне многие оценивают эти усилия как недостаточные. По словам все того же Кирби, Джон Керри еще в марте поднимал данный вопрос в рамках беседы с Владимиром Путиным, и российский президент (опять же со слов Кирби) обещал чем-нибудь помочь страдальцам. С другой стороны, сенатор от штата Огайо, республиканец Майк Тернер, по совместительству – председатель парламентской ассамблеи НАТО, считает, что любые дипломатические действия США в отношении России в принципе бесполезны. «Администрация (Барака Обамы) продолжает свою риторику, придерживаясь ложной концепции, согласно которой Россия может быть нашим партнером. Они явно не желает быть нашим партнером, они обозначили нас как своего противника, и мы должны быть готовы к отношениям такого рода», – заявил сенатор.
Еще один сторонник введения жестких ответных мер – Эвелин Фаркаш, бывший заместитель помощника министра обороны США по России, Украине и Евразии, а ныне – политический аналитик и консультант нескольких влиятельных фондов и центров, близких к военным кругам. В свое время она чуть ли не в одиночку пыталась продавить поставки летального оружия Украине, конкретно – противотанковых комплексов «Джавелин», а когда не вышло, ушла в отставку. На днях Фаркаш заявила, что «устремления современной России противоположны интересам национальной безопасности США», но что еще можно было ожидать от дочери венгерского беженца образца 1956 года.
Сейчас именно Эвелин Фаркаш доводит ситуацию с «преследованием американских дипломатов» до опасного абсурда. Она, в частности, утверждает, что «российское правительство обвиняется в убийстве видных дипломатов и диссидентов в европейских странах, и это усиливает опасения за тех, против кого нацелены действия России». «Вполне можно предположить случаи, когда российское правительство выбирает людей в качестве объектов для такого рода запугивания – от запугивания, преследования недалеко до чего-то похуже», – говорит Фаркаш.
Ладно, допустим, у кого-то свет в квартире включился, телевизор заговорил голосом Ольги Бузовой, барабашка переставил кресла. Но обвинения в адрес России в загадочных «убийствах дипломатов и диссидентов в европейских странах» стали повторяться с угрожающей настойчивостью. Это уже серьезно – и это выходит за рамки паранойи, которая явно охватила Госдеп и ЦРУ в последнее время. Уже полвека в Европе не было ни одного «убийства видного дипломата», а если под диссидентом Фаркаш понимает Литвиненко, то это еще доказать надо.
Никаких официальных протестов ни от посла США Джона Теффта, ни от соответствующих бюро Госдепа в адрес МИД РФ не поступало
Особая статья – преследования со стороны ГИБДД. Будем честны: машины с дипломатическими номерами с кодом 004 – та еще проблема для российских правоохранителей. Паранойя дипломатов приводит к росту ДТП и регулярным нарушениям базовых правил дорожного движения. Например, они очень любят «отрываться от хвоста» (реального или померещившегося), проезжая на большой скорости на желтый или неожиданно стартуя на красный. Остановить такой автомобиль и выписать штраф не разрешает Женевская конвенция. При этом никто же не стал раздувать недавний случай, когда помощник военного атташе Джон Франклин Фравел Третий был оставлен в Ленобласти, будучи пьяным «в лоскуты». С ним были еще два сотрудника посольства – мужчина и женщина, оба – в таком же состоянии. Дуть в трубочку и подписывать протокол Фравел Третий отказался, сославшись на дипломатическую неприкосновенность. Секретаря посольства ЮАР Тенели Фредерика, выписывавшего коленца по Арбату на «Ренджровере» с красными номерами, вообще пришлось останавливать угрозой применения оружия.
Меж тем по логике всех этих «мемориальных записок» российская сторона должна была бы тут же обратиться к «коррумпированным журналистам», чтобы те опубликовали «статьи негативного содержания» о сотрудниках американского посольства. Столь же анекдотично выглядят и претензии в преследовании детей Макфола «на пути в школу». Сложно себе представить, чтобы его дети шли в посольскую школу пешком, благо расположена она, мягко говоря, далековато от резиденции посла США в Спасо-хаусе – в Тушино. Их туда пресловутый желтый автобус с табличкой «Дети» возил.
При этом сотрудники российских дипломатических миссий в США в последнее время действительно подвергаются ограничениям в своей работе – и давление на них только усиливается, о чем уже писала газета ВЗГЛЯД. В дипломатической практике существует принцип взаимности, но российская сторона пока что не предпринимает никаких ответных шагов на ограничение свободы передвижения российских дипломатов в США и дискриминационные действия в адрес сотрудников, например, российской миссии при штаб-квартире НАТО в Брюсселе. Ведь были и запротоколированные вопиющие случаи проникновения в жилище российских дипломатов (в Нидерландах, например), а установка подслушивающих устройств в российских зданиях или арендуемых помещениях в Нью-Йорке – давно обычная практика.
Все эти ужасы с проникновением «чекистов» в квартиры дипломатов сугубо для того, чтобы нагадить на ковер и переставить мебель, крайне трудно даже представить. Мелкое хулиганство контрразведке не свойственно, а с точки зрения оперативной работы все это просто бессмысленно. Специально обученные люди способны запомнить расположение любого предмета вплоть до сантиметра – и вернуть его на место, если уж потребовалось переставить. Смысл ведь в том, чтобы никто ничего не заметил, а изображать полтергейст совершенно незачем.
Если американская сторона и правда считает, что таким образом ее сотрудников запугивают и дестабилизируют их работу, в этом есть известная степень наивности – либо же сознательное нагнетание атмосферы. Примечательно, что участвуют в этой кампании персонажи, настроенные в отношении России наиболее бескомпромиссно, в первую очередь Макфол и Фаркаш, тогда как «говорящая голова» Джон Кирби просто озвучивает общую установку. При этом никаких официальных протестов ни от посла Джона Теффта, ни от соответствующих бюро Госдепа в адрес МИД РФ не поступало. То есть с позиции практической дипломатии конфликта не существует, поскольку не подана соответствующая нота. И ссылки Кирби на какие-то личные просьбы Джона Керри в такой ситуации можно вынести за скобки.
Но это не отменяет того, что тенденция наметилась крайне неприятная. Возможно, отдельные влиятельные сотрудники посольства просто накручивают сами себя и по цепочке «заводят» свое начальство в Вашингтоне, а в итоге это становится лыком в строку для сторонников жесткой линии поведения в отношении России как в Конгрессе, так и в аналитическом сообществе. В конце концов, посольство само выступает с инициативами по ужесточению внутреннего режима и контроля за поведением, передвижениями и контактами своих сотрудников. Это не указание Госдепа, а внутренние инструкции, которые уже задним числом увязываются с общими инструкциями по всем дипломатическим миссиям.
Да, работа тяжелая, но и надбавка к заработной плате на то и существует, чтобы компенсировать дипломатам трудности жизни во «враждебном окружении». А реальных случаев притеснения американских дипломатов в Москве в последнее время как-то не вспоминается. Иногда подобного, пожалуй, и хочется, но Заратустра не позволяет.