В последние годы Евросоюз окончательно смирился с ролью младшего брата Соединенных Штатов Америки и ведет себя соответствующим образом. Вашингтон уже третий год кряду без особого успеха призывает другие страны мира не сотрудничать с Россией, теперь этим же занялся и ЕС.
Сам факт того, что Евросоюз не может повлиять даже на микроскопическую республику Сан-Марино, чтобы она не выступала в роли штрейкбрехера и не сотрудничала с Россией, говорит о многом
Так, в своем обращении к членам ООН комиссар по внешним связям Евросоюза Федерика Могерини призвала их ввести санкции против России по примеру стран ЕС. «Европейский союз продолжит придерживаться полной реализации своей политики непризнания, в том числе посредством ограничительных мер. ЕС вновь призывает государства – члены ООН рассмотреть аналогичные меры по непризнанию в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 68/262», – заявила Могерини.
Почему 93 страны ООН должны руководствоваться в своей внешней политике резолюцией, за которую они не голосовали, Могерини не пояснила. Также следует напомнить, что в резолюции нет ни слова про «ограничительные меры» – только призыв к «непризнанию».
Вряд ли еврокомиссар не в курсе, что ни одна страна ООН пока что официально не заявила о признании Крыма частью России. Таким образом, налицо очередная попытка распространить свое законодательство и свое видение «правильного» и «неправильного» поведения на весь мир. Только, в отличие от США, труба пониже и дым пожиже.
В заявлении Могерини также обращает на себя внимание «особенная обеспокоенность» еврокомиссара возможностью запрета «деятельности меджлиса, органа самоуправления крымских татар, как экстремистской организации». Для того чтобы абсурдность этой обеспокоенности была очевидна, представим следующую ситуацию. Группа евреев, не признающих государство Израиль (такие есть), пытается организовать продуктовую и энергетическую блокаду страны, взрывает вышки электропередачи и перехватывает транспорт с продовольствием. И на этом фоне Евросоюз выпускает заявление, в котором объявляет организаторов блокады «органом самоуправления Израиля». Согласитесь, сложно представить себе подобную ситуацию. А по отношению к Крыму почему-то запросто, хотя, по сути, разницы никакой.
Меджлис даже в свои лучшие годы не представлял интересы большинства крымских татар, а теперь окончательно выродился в экстремистскую организацию политэмигрантов. «Озабоченность» тут может вызвать только отказ властей Украины пресекать нарушение украинского законодательства на украинской территории, а именно этим является «блокада» Крыма.
Попытки чиновников Евросоюза распространить свою сомнительную позицию на весь мир выглядят особенно смешно на фоне подписанного между Россией и Сан-Марино соглашения о поставках «санкционных» продуктов – сыра и местного аналога хамона. Несмотря на карликовые размеры этого государства, полностью окруженного членом ЕС Италией, «на территории республики находятся 24 сыроварни, множество предприятий, занимающихся копчением мяса по особым технологиям», говорится в сообщении.
Разумеется, объемы поставок будут ничтожны по сравнению с тем, что могли бы поставлять Италия, Испания и Франция, но сам факт того, что Евросоюз не может повлиять даже на микроскопическую республику Сан-Марино, чтобы она не выступала в роли штрейкбрехера и не сотрудничала с Россией, говорит о многом.
Безапелляционность и резкость заявлений еврочиновников, их попытки успокоить Петра Порошенко, что, мол, «санкции будут действовать до возвращения Крыма», призваны скрыть нарастающий раскол в ЕС по поводу продолжения нынешней политики.
Сегодня сразу два влиятельных политика высказались за отмену санкций – это бывший премьер Италии, экс-председатель Еврокомиссии Романо Проди и вице-канцлер ФРГ Зигмар Габриэль. Проди назвал санкции «безумием», которое «вносит сумятицу в мировую торговлю». А Габриэль призвал стремиться к тому, чтобы уже к лету создать условия для отмены санкций ЕС против России. «Это должно быть нашей совместной целью», – добавил он.
Таким образом, слова спикера Госдумы РФ Сергея Нарышкина о том, что «антикрымские и антироссийские меры дают обратный эффект», приобретают второй смысл. Нарышкин имел в виду, что санкции носят объединяющий эффект для российского народа, но, получается, что они в то же время разъединяют Евросоюз.
У ЕС есть множество нерешенных и в принципе нерешаемых проблем – начиная от ситуации с беженцами и заканчивая серьезным экономическим неравенством членов союза, крайне высокой закредитованностью некоторых стран, противоположными взглядами на дальнейшую евроинтеграцию у Великобритании и Германии и так далее.
Ликвидация разъединяющего «российского фактора» могла бы дать стимул для начала переговоров по решению других проблем. Но, судя по заявлениям Могерини, Меркель и Олланда, нынешнее руководство Евросоюза продолжит игнорировать другие точки зрения на проблему. И главный вопрос – кому из членов ЕС первому надоест соблюдать эти вредные для всех ограничения.