Генпрокуратура на официальном сайте сообщила о признании нежелательной деятельности на территории России «Национального демократического института международных отношений» (National Democratic Institute for International Affairs, NDI), финансируемого США. Решение было принято «по результатам изучения поступивших материалов», сообщается на сайте Генпрокуратуры. Отмечается, что деятельность института «представляет угрозу основам конституционного строя Российской Федерации и безопасности государства».
Естественное стремление любой нации – предпринимать меры защитного характера
«Информация о принятом решении направлена в Минюст России для включения указанной организации в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации», – отмечено в сообщении.
Напомним, в июле прошлого года Совет Федерации по инициативе комитета по международным делам составил список нежелательных НКО, в который было включено 12 организаций, в том числе и NDI.
В список также вошли: Фонд Сороса, Национальный фонд демократии (NED), Международный республиканский институт (IRI), Фонд Макартуров, Freedom House, Фонд Чарльза Стюарта Мотта, фонд «Образование для демократии» (FED), Восточно-Европейский демократический центр, Всемирный конгресс украинцев, Украинский всемирный координационный совет и Крымская полевая миссия по правам человека. Эта инициатива нашла поддержку у МИД, Минюста и Генпрокуратуры, согласившихся совместно проработать механизмы запрета деятельности таких НКО в России.
Некоммерческая правительственная организация
Официальной целью NDI, основанного в 1983 году, называется «продвижение демократии в развивающихся странах», к каковым после распада Советского Союза были отнесены Россия и другие постсоветские государства. В частности, NDI активно проявлял себя, работая с политическими структурами на Украине, в Белоруссии, Грузии и Азербайджане.
Экс-посол США в России Майкл Макфол, самопровозглашенный «специалист по демократии, антидиктаторским движениям и революциям», до своего назначения на пост главы американской дипмиссии долгое время работал консультантом NDI в Москве.
Действующий руководитель NDI – Мадлен Олбрайт, возглавлявшая Госдепартамент в 1997–2001 годах и бывшая главным инициатором военной операции США и их союзников по НАТО в Югославии.
Надо отметить, что NDI – организацию со штаб-квартирой в Вашингтоне – никак нельзя отнести к неправительственным структурам. «Национальный демократический институт международных отношений» создан правительством США. Его финансирование ведется через «Национальный фонд демократии» (NED), который в свою очередь финансируется Конгрессом США через правительственное Агентство США по международному развитию (USAID). Напомним, что МИД, комментируя прекращение работы российского филиала USAID в 2012 году, отметил: агентство предпринимало попытки влиять на политические процессы внутри России.
«Национальный демократический институт», будучи аффилированной с государством структурой, при этом тесно связан с Демократической партией. Аналогичным образом «Международный республиканский институт» (IRI) курируется республиканцами. USAID переводит деньги через NDI и IRI, а затем эти средства в виде грантов расходятся по НКО в разных странах.
Кроме того, NDI поддерживает связи с международными политическими объединениями, такими как Социалистический интернационал (Социнтерн, в который входят, в частности, французские социалисты, партия Франсуа Олланда), Центристский демократический интернационал (в который входит ХДС Ангелы Меркель) и Либеральный интернационал (Россия в нем представлена партией «Яблоко»).
«Продвижение демократии»#{smallinfographicleft=749735}
По данным открытых источников, в частности «Новой газеты», на пике своей активности в России в 1992–1996 годах NDI проводил тренинги для представителей партий «Выбор России» и «Яблоко» и их думских фракций. Появлялись сообщения о том, что и в 2000-е годы эта структура работала с представителями российской непарламентской оппозиции и некоммерческими организациями. Например, в 2006 году советник Михаила Касьянова (тогда лидера «Российского народно-демократического союза») Елена Дикун подтвердила «Независимой газете», что NDI может стать главным политическим и пиар-консультантом Касьянова.
В 2010 году появились сообщения (подкреплявшиеся сканами неких документов, выглядящих как внутренняя переписка NDI) о том, что Алексей Навальный, являвшийся на тот момент советником губернатора Кировской области Никиты Белых, встречался с сотрудниками российского представительства NDI Майком Мерфи и Софьей Межориной. В документе упоминалось, что «цель встречи заключалась в обсуждении перспектив проведения в Кирове серии семинаров по вопросам лоббирования, определения других вариантов оказания содействия развитию гражданского общества со стороны «Национального демократического института».
Эксперт Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Станислав Апетьян в 2011 году указывал, что USAID, NED и NDI значатся в списке партнеров Ассоциации в поддержку прав избирателей «Голос». В частности, по линии USAID на осуществление наблюдения на российских выборах в 2011–2012 годах «Голосу» было выделено 2,85 млн долларов.
«Продвижение демократии» в соседней Украине, увенчавшееся Майданом 2014 года, отметим, не обошлось без помощи NED – структуры, которая непосредственно финансирует NDI. Как сообщают «Известия», судя по отчетности NED, за 4 года (с 2011 по 2014 год) фонд направил на поддержку украинских некоммерческих организаций почти $14 млн. В документе также отмечается и активная роль Института масс-медиа, входящего в состав NED, в событиях на Майдане, которые привели к свержению законного президента Виктора Януковича и приходу к власти Петра Порошенко.
Часть «мягкой силы»
Член экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) Алексей Зудин считает решение Генпрокуратуры частью тренда, связанного с последовательными попытками России выстраивать различные системы защиты от дестабилизирующего воздействия извне. «Работа NDI и подобных организаций хорошо укладывается в концепцию мягкой силы, когда стараются оказать влияние прежде всего на умы и затем это влияние стараются превратить в какие-то политические действия», – сказал Зудин газете ВЗГЛЯД.
Он напомнил, что есть законодательная база и острая необходимость для активного использования этой базы. «Если этого не делают, мы можем наблюдать воочию, что происходит. Я имею в виду ситуацию на Украине. Естественное стремление любой нации, когда они хотят развиваться, – это создавать и предпринимать меры защитного характера против дестабилизирующего воздействия извне», – подытожил он.