В середине следующей недели конституционный комитет Госдумы намерен рассмотреть поправки, которые вводят требования для журналистов, освещающих ход голосования на выборах. Поправки предложены ко второму чтению законопроекта, предусматривающего внесение изменений в различные законодательные акты по регулированию проведения выборов и референдумов.
Выданные в последний момент корочки какого-либо СМИ действительно иногда становятся частью попытки банды ушлых технологов сорвать выборы
«Как бы не наблюдатели, но фактически и не журналисты»
Как пояснил РИА «Новости» автор поправок, замглавы комитета Дмитрий Вяткин («Единая Россия»), сейчас под видом журналистов на избирательные участки попадают лица, которые фактически не являются сотрудниками СМИ. «Они показывают какие-то справки, удостоверения, с бейджиками приходят и так далее, и они при этом как бы не наблюдатели, но фактически и не журналисты», – сказал депутат, отметив, что фактически происходит злоупотребление правом СМИ.
В разговоре с РБК Вяткин уточнил, что работающие на избирательном участке журналисты вправе требовать от комиссии копию протокола на основании редакционного удостоверения. Это приводило к тому, что очень часто под видом журналистов на участки приходили люди, не имеющие к СМИ никакого отношения.
Как отметил другой собеседник издания, близкий к руководству Госдумы, «системно этим занималась организация «Голос», она «регулярно нанимала обычных людей, которые по договоренности с редакциями шли на избирательные участки и под видом журналистов работали в качестве наблюдателей».
«А дальше они сообщали о якобы имевших место нарушениях, и не как наблюдатели от кандидата, а как независимые журналисты, которым больше верят. При этом «Голос» получает иностранные средства. Вряд ли они их тратят на реальную помощь нам», – сказал собеседник РБК, добавив, что авторы поправок ничего не меняют в работе СМИ до выборов и речь идет только о наблюдении в день голосования. Права журналистов в день выборов закон также никак не меняет.
По словам Вяткина, для обеспечения права реальных журналистов в предложенной им поправке предлагается сделать аккредитацию за три дня до дня голосования.
«Аккредитованы могут быть журналисты, которые не менее двух месяцев работают в средстве массовой информации либо по трудовому договору, либо по гражданско-правовому договору. То есть не люди, которые появились вдруг внезапно, случайно с какими-то корочками чуть ли не в день голосования внезапно стали журналистами, а потом так же перестали ими быть», – сказал депутат.
Вяткин пояснил, что порядок аккредитации будет определяться правилами, которые в ближайшее время будут разработаны ЦИКом или его региональными подразделениями.
Ожидается, что после обсуждения в комитете 24 февраля рассмотрение поправок ко второму чтению состоится в Госдуме. Скорее всего, это произойдет 26 февраля.
«Давайте регламентировать»
Руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев приветствовал появление подобных поправок. «Личный опыт говорит, что выданные в последний момент корочки какого-либо СМИ действительно иногда становятся частью попытки банды ушлых технологов сорвать выборы на том или ином участке. Давайте регламентировать. С условием уважения к работе заранее аккредитованных журналистов», – написал Калачев на своей странице в Facebook.
В свою очередь профессор НИУ-ВШЭ, политолог Олег Матвейчев согласен, что любому человеку любое СМИ может выписать бумагу, что он якобы у них работает, «и этот человек придет на избирательный участок козырять журналистским удостоверением».
«Это неправильно, потому что он никакой не журналист, а может быть провокатором и кем угодно», – сказал Матвейчев газете ВЗГЛЯД.
При этом политолог считает, что критерии журналистики трудные, и чтобы заставить такой закон работать, нужно «серьезно и подумать, и постараться».
«Критерии, является ли человек журналистом или не является, очень размытые. Возможно, стоит подумать о том, чтобы, например, человек был членом Союза журналистов, Медиасоюза, а не просто сотрудником СМИ», – полагает Матвейчев.
Также он отмечает, что предлагаемые поправки ни в коей мере не повлияют на процесс освещения выборов профессиональными журналистами, задача которых заключается в подаче информации о голосовании без каких-либо ограничений. А те, кто стремится наблюдать за выборами, должны делать это через институт наблюдателей, тем более совсем недавно был повышен их статус.
Напомним, 16 февраля президент России Владимир Путин подписал принятые Госдумой поправки в законодательство по работе наблюдателей на выборах всех уровней. Они уточняют и повышают статус наблюдателей. Теперь на избирательном участке могут находиться не более двух наблюдателей от каждой партии и кандидатов. Они могут беспрепятственно вести фото- и видеосъемку всего, что происходит на участке. Вопрос удаления наблюдателей или членов избирательной комиссии, нарушивших закон в ходе голосования, будет решаться в судебном порядке.
«Поправка ЦИК, устанавливающая, что партии или кандидаты в одномандатном округе смогут представить исключительно до двух наблюдателей на каждый избирательный участок, лишь закрепляет законодательно сложившуюся практику, даже в ряде случаев оставляя зазор. В реальности партии и кандидаты чаще всего посылают по одному наблюдателю. Подчас и этого достаточно, если наблюдатель реально работает», – отмечал ранее руководитель комиссии по избирательным правам Совета президента по развитию гражданского общества и правам человека Илья Шаблинский.
Также был расширен перечень документов, с которыми могут знакомиться наблюдатели и назначенные члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса от партии и кандидатов.
Зампред ЦИК Леонид Ивлев ранее заявил, что законопроект направлен на защиту наблюдателей, прекращает самоуправство избирательных комиссий и препятствует использованию черных технологий.
Ранее газета ВЗГЛЯД анализировала поправки, направленные на фиксирование количества наблюдателей на уровне двух человек. Отмечалось, что регулирование числа наблюдателей действительно необходимо с учетом возросшего числа партий. Напомним, согласно данным ЦИК, в стране 95 тысяч участковых избирательных комиссий. Даже из расчета по два наблюдателя на участок получается, что только 190 тысяч наблюдателей приходится на одну партию, о чем раньше заявлял один из авторов поправок депутат Владимир Плигин.
К 190 тысячам надо прибавить еще 95 тыс. членов комиссии с совещательным голосом от каждой партии, участвующей в выборах. И столько же от одномандатников. Получается еще 190 тысяч человек. Кроме того, необходимо прибавить по два наблюдателя в 225 одномандатных округах – это еще 450 наблюдателей. Получается, что на одну партию нужно 830 тысяч наблюдателей – почти миллион. А теперь эту цифру надо умножить на количество партий, а в 2016 году в выборах имеет право участвовать 14 партий, чего не было в прошлом. Тогда мы получим 11 млн 631 тыс. 620 наблюдателей, пояснял он. «Это разве мало? Ведь на прошлых выборах в Госдуму такого количества партий не было. Плюс приедет некоторое количество иностранных наблюдателей, СПЧ создает мониторинговую группу, куда намерен пригласить в том числе членов организаций – иностранных агентов», – подчеркивал Плигин.