Правительство Грузии приветствует решение МУС начать расследование преступлений, совершенных во время вооруженного конфликта в Южной Осетии в 2008 году. Тбилиси выражает надежду на то, что Международный суд подтвердит главный довод грузинской стороны – этническую чистку среди грузинского населения. Вина, по мнению Грузии, лежит на России. При этом Тбилиси особо отмечает: мнение Южной Осетии в суде учитываться не будет.
С учетом сложившейся конъюнктуры, информационной войны против России решение может быть любым
«Доказать этническую чистку»
Тбилиси попытается доказать, что в Южной Осетии происходили преступления по национальному признаку, заявила на брифинге в минюсте в четверг Теа Цулукиани. «Стратегическое направление – это доказательство фактов этнической чистки грузин. Решение МУС верное. Оно совпадает с нашими государственными и национальными интересами», – отметила она.
Тбилиси также попытается доказать, что во время той войны убивали грузинских военнопленных, отметила Цулукиани. «В обосновании решения начать следствие сказано, что Южная Осетия – часть Грузии, а не независимая страна. МУС не будет принимать материалов следствия Южной Осетии, только Грузии и России. Особое место в обосновании Гааги отведено этнической чистке грузин, говорится о том, что во время международного конфликта России и Грузии было разрушено более 8 000 домов грузин, убито более ста мирных грузин, изгнано более 20 000», – подчеркнула министр.
По ее мнению, «все это могло означать этническую чистку грузин с последующим изменением национального состава Южной Осетии, чтобы отсечь Южную Осетию от Грузии».
«Преступления могли допускать все стороны»
Напомним, что накануне, 27 января, Международный уголовный суд официально начал расследование преступлений, совершенных во время вооруженного конфликта в Южной Осетии в 2008 году. «Палата постановила, что есть веские основания полагать, что преступления, подпадающие под юрисдикцию МУС, были совершены в данной ситуации в Грузии», – отмечается в тексте документа Гаагского суда. МУС также добавил, что 4 декабря прошлого года Палата судей получила 6335 заявлений как от самих пострадавших в ходе конфликта, так и от их представителей.
Гаагский суд подчеркнул, что в ходе изучения ходатайства и вспомогательных материалов были выявлены преступления против человечности, такие как убийства, принудительная транспортировка населения и преследования. Кроме того, Гаагский суд установил, что были допущены военные преступления, такие как нападения на мирное население, умышленные нападения на миротворцев, разрушение собственности и мародерство, предположительно, совершенные в ходе международного вооруженного конфликта в период с 1 июля по 10 октября 2008 года. Напомним, именно 10 октября из Южной Осетии были выведены российские войска.
В октябре 2015 года прокурор МУС в Гааге Фату Бенсуда обратилась в Палату предварительного производства с тем, чтобы начать расследование по событиям в Южной Осетии в соответствии со ст. 15 Римского статута, согласно которой «прокурор может возбуждать расследование по собственной инициативе на основе информации о преступлениях, попадающих под юрисдикцию суда».
Тогда же Фату Бенсуда на пресс-конференции отметила: так как в конфликт 2008-го были «вовлечены силы Южной Осетии, России и Грузии», преступления могли допускать все эти стороны. В частности, она пояснила: «Как потенциальные военные преступления могут быть рассмотрены атаки сил Южной Осетии на грузинских миротворцев и грузинских военных на российских миротворцев».
Про югоосетин решили забыть
Прокурор также уделила большое внимание вопросу «изгнания большинства грузин из Южной Осетии» во время августовской войны, который она также планирует расследовать. По ее словам, речь может идти о 15 тыс. изгнанниках. Это 75% от численности грузин, населявших Южную Осетию до той войны, подчеркнула она, добавив, что планирует посетить и Москву.
Со своей стороны, министр юстиции Грузии Теа Цулукиани призвала прокурора расследовать «пытки и убийства грузинских военных». Она назвала имена трех грузинских военных, которые, по утверждению Тбилиси, были убиты после пыток, а также сказала, что еще 23 грузинских военных в плену подвергались пыткам.
Грузинский министр призвала гаагского прокурора больше сосредоточиться на «роли России» в событиях 2008-го и подтвердила, что Грузия будет сотрудничать с МУС по «важнейшему, на наш взгляд, направлению расследования – это этнические чистки грузин в Цхинвальском регионе». Стоит отметить, что не сотрудничать с МУС Грузия не может, так как, стремясь к сближению с Европой, она ратифицировала Римский статут. Россия его подписала, но не ратифицировала. Однако если преступления были совершены на территории страны, на которую Римский статут распространяется, Россия, как одна из обвиняемых сторон, также попадает под его действие.
После встречи с министром юстиции Грузии Теей Цулукиани Фату Бенсуда обещала «расследовать все военные преступления, вне зависимости от национальности тех, кто их совершил».
Однако Москва уже тогда отметила подозрительные нотки в риторике прокурора. МИД выразил надежду, что «судьи при рассмотрении ходатайства прокурора МУС вынесут решение, которое бы отвечало принципам справедливости».
Между тем ведомство признало: «По выводам прокурора МУС, целенаправленные убийства югоосетин не станут предметом международного расследования, есть сомнения у прокуратуры и в отношении нападений на российских военнослужащих-миротворцев. Зато следователи МУС в рамках возбуждаемого дела заявляют о своей готовности заняться расследованием действий югоосетинских ополченцев против этнических грузин, а также российских вооруженных сил, которые, как полагает прокуратура, «возможно, являлись соучастниками» этих действий», – заявили в МИДе.
Более тысячи погибших
События в Южной Осетии в августе 2008 года известны как Пятидневная война. Тогда по приказу президента Грузии Михаила Саакашвили в Цхинвал были введены грузинские войска, чтобы взять под контроль регион, провозгласивший независимость еще в начале 1990-х годов. Однако в конфликт вмешалась Россия. За время боевых действий, по разным данным, погибло от 1 до 2 тысяч человек. «Мы имеем данные о 1692 людях – погибших и 1500 раненых в результате грузинской агрессии», – сказал генпрокурор Республики Южная Осетия Теймураз Хугаев.
После трагических событий в Цхинвале Россия признала независимость Республики Южная Осетия, что вызвало глубокое возмущение со стороны грузинских властей.
Михаил Саакашвили покинул пост президента в 2013 году и вскоре уехал из страны. Против него возбуждено несколько уголовных дел на родине, в том числе по растрате бюджетных средств, причастности к разгону протестующих 7 ноября 2007 года, разгрому телекомпании «Имеди» и завладению преступным путем имуществом Бадри Патаркацишвили. Совокупно по всем обвинениям Саакашвили может грозить от 8 до 20 лет тюремного заключения. В России Саакашвили обвиняют по статьям «Геноцид», «Убийство» и «Применение запрещенных средств и методов ведения войны». Материалы по этим делам направлены в Международный уголовный суд. Российская сторона сообщала, что жертвами геноцида стали 162 мирных жителя, еще 255 получили ранения в ходе нападения грузинских войск.
«Возможный позитив для Грузии»
Руководитель НПО «Кавказский центр стратегических исследований» Мамука Арешидзе в беседе с газетой ВЗГЛЯД отметил: если говорить конкретно о личностях, которые должны по итогам расследования понести наказание, то, в первую очередь, речь может идти о тогдашнем лидере Южной Осетии Эдуарде Кокойты. «Он перед телекамерами призывал уничтожать грузинские деревни, поэтому я уверен, что он будет в списке преступников», – сказал собеседник. Он добавил, что нельзя исключить, что среди тех, кто понесет наказание, может оказаться Михаил Саакашвили, на что многие надеются в Тбилиси. Однако, скорее всего, «дело пойдет в несколько ином ключе».
«В той войне Саакашвили совершил свою долю преступлений и допустил ошибки. А главная заключается в том, что он знал, что Россия готовится к войне, но все же пошел на обострение ситуации и попал в капкан. Я дистанцируюсь от мысли, что он начал войну. Он начал конкретное сражение», – уверен собеседник.
Есть в расследовании и «возможный позитив для Грузии», которая «вновь вернется в мировую повестку дня». «Но это возвращение будет успешным только в том случае, если Грузия представит серьезные и неопровержимые документы», – подчеркнул собеседник. Он даже предложил создать специальную комиссию для сотрудничества с международным расследованием.
Со своей стороны, грузинский депутат Виктор Долидзе, в прошлом постпред страны при ОБСЕ, выразил надежду, что «аргументация Грузии будет твердой»: «Ответственность за этническую чистку лежит на РФ. Расследование должно помочь Грузии в деле деоккупации, в случае положительного для Грузии завершения расследования мы получим рычаг в этом процессе», – заявил парламентарий.
«С учетом информационной войны решение МУС может быть любым»
«От Международного уголовного суда можно ждать чего угодно, но для нас важно, что ряд судей понимают ситуацию в контексте именно того, что Грузия организовала эту агрессию, Грузия организовала геноцид, и Грузия явно несет ответственность за то, что происходило, доказательства ее вины понятны», – заявил газете ВЗГЛЯД политолог, член Общественной палаты, президент Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев.
Он напомнил, что правительство Грузии при всех президентах, начиная еще с Саакашвили, чтобы отвести обвинения от себя и перевести их на Россию, поднимало в международных судах различные вопросы против Москвы. «Они пытались обвинить Россию в тех или иных нарушениях и выделяли очень большие, тем более для бедной страны, деньги – миллионы долларов – на оплату тех или иных пиар-структур, а также юридических групп, которые, естественно, очень активно работали», – рассказал эксперт. «Такой упорной работе стоит поучиться», – заметил он.
Политолог напомнил, что МУС уже выносил необоснованные решения. Например, решение по Югославии носило «абсолютно политизированный характер», когда «доказательства вины Слободана Милошевича с точки зрения юриспруденции были абсолютно смехотворны».
«С учетом сложившейся конъюнктуры, информационной войны против России решение может быть любым, но ряд судей все-таки понимает, что и как происходит, и рано или поздно ситуация с агрессией Грузии в Южной Осетии будет понятна для мирового сообщества», – резюмировал эксперт.