Донецкая народная республика (ДНР) блокировала поставки угля на Украину. Профильный вице-премьер украинского правительства Валерий Вощевский поспешил опровергнуть эту информацию, заявив, что остановка была только «позавчера и позапозавчера» и поставки якобы возобновились. Однако в Донецке «поправили» представителя киевского правительства – министр транспорта ДНР Семен Кузьменко вновь подтвердил, что ни одного вагона с углем не пересекло линию разграничения сторон.
Киев пытался закупать уголь далеко за границей, например в Южной Африке. Позже оказалось, что это было очередной коррупционной схемой
Ранее во вторник власти ДНР официально сообщили о том, что заблокировали поставки угля на Украину. «У нас жесткие требования. У Украины сейчас критическая ситуация, им требуется 1 млн 200 тыс. тонн в месяц нашего топлива, которое мы будем поставлять в случае снятия блокады на топливо и запчасти для вагонов и локомотивов и если стрелять не будут», – заявил министр транспорта республики Кузьменко. Он подчеркнул, что пока не будут выполнены эти условия, «мы никаких поставок на Украину делать не собираемся».
«Украина не желает вести диалог в политическом поле, поэтому приходится оказывать давление в экономическом», – подчеркнул Кузьменко. Нынешним демаршем ДНР показала, что у республики имеется ресурс давления на Киев, который она, в случае чего, готова вновь задействовать.
Переход с «А» на «Г»
Ранее уже упомянутый украинский вице-премьер Вощевский признал, что Киеву нужно ежемесячно закупать для прохождения отопительного сезона минимум 800 тыс. тонн угля антрацитовой группы в «неподконтрольной части Донбасса», то есть у ДНР и Луганской народной республики. Под контролем республик Новороссии сейчас находятся самые прибыльные шахты Донбасса, в том числе принадлежавшие олигарху Ринату Ахметову. Здесь добываются те сорта угля – марки «А» (антрацит) – которые оптимально подходят для использования на украинских тепловых электростанциях (ТЭС).
Как отмечает РИА «Новости», в той части региона, которую контролируют украинские силовики, добывается нерентабельный уголь марки «Г» – газовый. В июне министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин признал, что до начала отопительного сезона украинские ТЭС явно не удастся перевести с «А» на «Г» – для этого потребуются два года.
Проблемы не только с антрацитом. Как сообщил 1 сентября региональный сайт «Вести Приднепровья», поставки угля марки «Т» («тощий») на Криворожскую ТЭС «очень ограничены из-за боевых действий и связанных с ними сложностей логистического характера – дефицита локомотивной тяги и порожних вагонов под загрузку, разрушения железнодорожной инфраструктуры, увеличенного времени транспортировки в связи с переходом линии разграничения».
Глава минэнергоугля Украины Демчишин в августе открыто заявлял, что в ходе отопительного сезона уголь придется закупать у всех возможных поставщиков – не только у России, но и в так называемой зоне антитеррористической операции. И это притом что об исполнении украинскими силовиками условий перемирия (и тем более «устойчивого перемирия», о котором стороны договорились 26 августа) не идет и речи и, по данным минобороны ДНР, только за минувшие сутки украинская сторона семь раз нарушила режим прекращения огня.
Как констатирует министр транспорта ДНР Кузьменко, украинская сторона блокирует поставки дизельного топлива в республику еще с июля, а запчастей – уже больше года. «До этого были проблемы с возвратом вагонов из-под угля. Мы поставили условие – поставки угля только на условии возвращения пустых вагонов. Сейчас с некоторыми перебоями, но возвращают», – отметил Кузьменко.
При этом в самой республике «на данный момент работает только треть локомотивного хозяйства, и нам необходимо увеличить наши возможности для наших потребностей», добавил министр. Кузьменко уверен, что при условии снятия блокады Киева на ГСМ и запчасти ДНР будет достаточно двух месяцев для того, чтобы полностью «поднять» локомотивное хозяйство.
ОБСЕ: «Поставки угля не афишируются, но они есть»
Напомним, поставки топлива с Украины в ДНР были прекращены 27 июня, и с тех пор железнодорожники работали на остатках запасов ГСМ. В конце августа наблюдатели миссии ОБСЕ сообщили, что в Донбассе восстановлены поставки угля на местные ТЭЦ. Перед этим Украина возобновила закупку угля у России.
#{smallinfographicleft=736797} По данным наблюдателей, поставки угля из ДНР и ЛНР киевскими властями не афишируются, но они есть. Причем по документам это может быть уголь из украинской шахты, закупленный и продаваемый украинской компанией, зарегистрированной в Киеве. В то время как шахта и компания могут находиться на территории ДНР. В начале августа минтранс ДНР сообщал, что предприятия республики за июль поставили украинским компаниям свыше 435 тысяч тонн угля.
Кстати, на этих поставках погорел «батальон» садистов и убийц «Торнадо», преступления которого с прошлого года Киев не замечал. Однако, как только они начали задерживать составы с углем и заявлять на весь мир о «контрабанде» и о том, что вместо блокады Донбасса, как этого требует украинский патриотизм, с ним торгуют нечистоплотные чиновники, в отношении членов «Торнадо» сразу были возбуждены уголовные дела и проведены аресты.
По данным, озвученным главой украинского правительства Арсением Яценюком, Украине необходимо для прохождения осенне-зимнего периода накопить по позитивному сценарию 7 млн тонн угля, по негативному – 11 млн тонн.
Ранее в августе газета ВЗГЛЯД сообщала, что украинские власти готовы рассмотреть вопрос закупки угля из России – если будет предложена «приемлемая цена». Иного пути, кроме как покупка угля у России и республик Новороссии, у Киева попросту нет, если, конечно, власти не хотят, чтобы страна замерзла зимой, отметили эксперты.
Обойдутся без импорта?
В начале августа министр энергетики Украины Демчишин отмечал, что запас угля на складах составляет около 1,5 миллиона тонн.
О том, что между Украиной и самопровозглашенными республиками проходят переговоры по поставкам угля, заявил в конце августа и председатель совмина ЛНР Геннадий Цыпкалов. «Переговоры с Украиной о поставках угля продолжаются, есть первые результаты. На сегодняшний день Украина заявила о том, что она готова брать наш уголь, закупать с нашей территории, добытый нашими шахтерами уголь. Первые результаты уже есть», – отметил он.
#{ussr}В феврале сообщалось, что с началом 2015 года Украина из-за нехватки сырья намерена всего за год закрыть треть подконтрольных ей государственных шахт и выкинуть на улицу каждого пятого горняка. Обещание трудоустроить их в ЖКХ вряд ли будет исполнено. За пару лет безработных шахтеров на Украине станет еще больше.
При этом Киев продолжал бравировать, так, например, замминистра энергетики и угольной промышленности Украины Александр Светелик сообщал, что страна до конца года сможет обойтись без импорта электроэнергии и импорта угля для ее производства. «В балансе по производству электроэнергии мы ставим по остаточному принципу импорт, то есть поставлен ноль практически по всем месяцам, то есть мы надеемся, что импорт угля и импорт электроэнергии брать не будем», – заявил он.
«Страна погрузится во тьму и холод»
И только когда на горизонте замаячила осень, бравада постепенно начала меняться на трезвые размышления. «Совершенно очевидно, что заокеанский уголь не будет дешевым (к тому же, как показала практика прошлого года, уголь, закупленный за океаном, по своим характеристикам может и не подойти для украинских ТЭС), – отметил в августе спецпредставитель по гуманитарным вопросам на минских переговорах, глава организации «Украинский выбор» Виктор Медведчук. – А поставлять уголь из России и с неподконтрольных Киеву территорий представители «партии войны» во власти считают непатриотичным. Видимо, по их мнению, куда патриотичнее жечь по вечерам свечи и керосинки».
Между тем из-за нехватки угля антрацитовой группы уже остановлены Приднепровская, Змиевская и Славянская ТЭС, добавил Медведчук. «Если теплоэлектростанции будут массово отключаться в осенне-зимний период, то атомные электростанции попросту не выдержат растущей нагрузки. В единой энергосистеме может возникнуть серьезный сбой, в результате страна погрузится во тьму и холод», – подчеркнул Медведчук.
31 июля глава украинского правительства Арсений Яценюк также перешел от бравады к делу и заявил о кризисном положении в энергетическом секторе страны, подчеркнув, что минэнерго и компании не готовы обеспечить население теплом предстоящей зимой. По расчетам украинского энергетического ведомства, к зиме страна должна запасти на складах еще 1,2–1,3 млн тонн угля. На данный момент Украина успела запасти 1,6 млн тонн угля.
Война войной, а уголь по расписанию
Директор Фонда национальной энергетической безопасности, политолог Константин Симонов подчеркнул в комментарии газете ВЗГЛЯД, что Украина сильно зависит от поставок угля из ДНР и ЛНР. «Вопрос о замещении угля из Донбасса непростой. Проблема не только в объемах, но и в его сорте. Угольная промышленность – это особая отрасль, в советский и постсоветский период он был единым комплексом для всего региона бывшего СССР. Просто взять и перейти на другой сорт угля у Киева не получится», – отмечает Симонов.
Собеседник отметил, что единственной страной, которая может заменить Донбасс и обеспечить приемлемые поставки угля, является Россия. «Россия – единственная страна, где используется тот же сорт угля, что и на Украине. Киев пытался закупать уголь далеко за границей, например в Южной Африке. Позже оказалось, что это было очередной коррупционной схемой. Киевские чиновники пытались показать, что у них нет проблем с углем, что они могут купить его где угодно, даже в Африке. Дело в том, что он даже по сорту не подходил, я уже не говорю про объемы», – сказал политолог.
По словам Симонова, «в принципе, экономические связи воюющих сторон – вещь не новая». «Если постараться, то можно вспомнить множество примеров в истории, когда страны, которые находятся в состоянии войны, имеют экономические и торговые связи. Проводится она, по преимуществу, посредством серых схем и коррупции. Как только Киев будет идти на обострение конфликта, ДНР и ЛНР будут прекращать поставки. С другой стороны, у них есть все возможности, как технические, так и материальные, возобновить поставки угля, что может быть сделано в любой момент».