«Демонстрация ответственности» – это как будто вы должны помочь старушке перейти через дорогу, но вместо этого создаете локальный штаб по контролю за ее переводом, в который на обязательной основе привлекаете местных жителей из бедноты и национальных меньшинств, подарив каждому по рации и красивой форме пожарного. Попутно становится понятно, что и дороги-то никакой нет, а старушка вышла пожаловаться на соседей, и надо было всего лишь выключить на ее кухне украинское радио.
Прибалтов очень легко обмануть, чем США и пользуются
Это несколько «голландский» образ, но вполне емкий. Иначе перенести в наш мир решение о создании шести новых «штабов НАТО» на территории Восточной Европы довольно трудно.
Что по факту предполагается сделать?
В Эстонии, Латвии, Литве, Польше, Румынии и Болгарии (если смотреть с севера на юг) к середине лета будущего года должны создать по некоему «штабу» с численностью персонала в сорок человек в каждом. Из них 50% (двадцать человек) будут местными, а вторая половина – из других стран НАТО. Вся эта толпа получит в свое распоряжение по двухэтажному зданию и средства связи. Оружие – только личное.
Еще пару месяцев назад подобная инициатива была только «перспективной» и «широко обсуждалась». Теперь у нее появились конкретные сроки исполнения. Мотивация следующая: «агрессия России» требует усиления координации между основными силами НАТО и не слишком бравыми вооруженными силами перечисленных государств (кроме Польши, естественно). Поскольку вплоть до середины прошлого года армии прибалтийских стран, Болгарии и Румынии воспринимались в НАТО как забавная и даже не слишком дорогая игрушка, столь радикальная перемена отношения к ним могла бы быть воспринята и как нечто серьезное. Но в реальности это не более чем приступ застарелой психологической войны.
Никакого практического влияния на потенциальный театр военных действий подобного рода «штабы» оказать не смогут. Это не штабы даже, а, мягко выражаясь, телефонные коммутаторы напополам с группой переводчиц, которые должны внятно и быстро донести до двух латышских танков команду «разбегайся».
Но символическое существование таких «штабов», призванных руководить действиями микроскопических военных группировок в виртуальных условиях «российской агрессии», понятно. Точно так же понятна «переброска» в Восточную Европу американских технологичных устройств: недавно в Латвии были расквартированы два беспилотника «Предатор» и 70 человек, призванных их обслуживать. Их даже сбивать не обязательно, можно попросту украсть, а потом разобрать на запчасти из научного интереса, благо в непроницаемость латвийской системы безопасности как-то не верится.
А вот на звене «Рапторов» стоит остановиться особо. Никто и никогда еще не видел в реальном бою с равным себе противником ни одно так называемое суперсовременное американское вооружение. То же касается и системы обучения, которую армия США и ЧВК предлагают Украине и Грузии. Ни один американский солдат со времен Корейской войны не сталкивался с боями такого уровня и таких тактических схем, как это происходит сейчас в Донбассе. Они в принципе не понимают, что такое ближний бой, как выглядит атака на открытой местности с привлечением батальона танков и куда от этого бежать. Они не проходили тактическую оборону с применением мобильных групп артиллерии, они не знают, что бывает, когда по ним бьют из РЗСО. Они привыкли находиться в обстановке технологического (и вообще тотального) преимущества над всеми своими противниками на протяжении последних 50 лет.
В итоге никто не может предсказать, как поведут себя не обученные обычному пехотному бою при поддержке танков и фронтовой артиллерии американские солдаты, окажись они, к примеру, в Дебальцево. И чему вообще эти люди могут научить украинскую армию в частности и страны Восточной Европы в целом. Вызывать «томагавки»? Или все-таки сдаваться, как предусматривает устав вооруженных сил США?
Такого рода шаги, как создание «штабов», – имитационная мера, корнями уходящая в историю холодной войны. Тогда США постепенно наращивали европейскую группировку своих сил в ответ на создание СССР группировки в ГДР, Чехословакии, Польше и Венгрии. Сейчас же создание «штабов» имеет исключительно пропагандистский характер. Беда в том, что в прибалтийских столицах искренне верят, что 20 офицеров с мобильными телефонами представляют собой защитную меру. Практической пользы от этих «колл-центров» никакой, а вот пиара на местном уровне довольно много.
Вообще, в действиях США и НАТО в целом в отношении Прибалтики слишком много откровенно колониальных реакций с пресловутыми бусами в руках. Размещение «штабов» – лишнее тому подтверждение. Прибалтийская политическая элита уже на параноидальном уровне занята разговорами о «российской угрозе», и «штабы» для них примерно как укол аминазина. Вряд ли в Брюсселе и Вашингтоне смотрят на мир столь же неадекватно, все-таки военные профессионалы должны понимать, что все это даже не полумеры в деле укрепления обороноспособности региона от гипотетических угроз, а выхлоп в пустоту.
Но есть и один бесспорный бенефициар этой истории, а именно – девушки-переводчицы. Особенно в Латвии и Румынии. Вот у кого жизнь теперь наладится.