Одним из итогов единого дня голосования стал заметный успех «Справедливой России». В частности, ей удалось вернуть себе третье место на выборах в местные парламенты, потеснив ЛДПР. Если в предыдущие годы СР выступала крайне невнятно, то сейчас, по мнению наблюдателей, подтверждает свой статус крупной парламентской партии.
На результативность этой партии повлиял фактор посткрымского консенсуса. При сохранении публичной критики власти СР взяла курс на патриотизм и справедливость
Всего выборы в законодательные собрания прошли в 11 регионах. В понедельник на брифинге лидер эсеров Сергей Миронов объявил, что СР преодолевает проходной барьер во всех из них. «Могу сказать, что ориентировочные данные на этот момент следующие: в Курганской области – 10,3%, в Магаданской – около 13%, в Новосибирской области – около 15%», – рассказал он, подчеркнув, что это значительно больше проходного минимума.
По словам Миронова, данные свидетельствуют о том, что «партия сильна, партия уверенно шла на эти выборы и так же уверенно пойдет на выборы в Госдуму в 2016 году». Такой результат он объяснил рядом факторов. «В этом году я полностью переформатировал весь подход к выборам, был создан центральный штаб, который руководил избирательным процессом в девяти субъектах, в двух мы специально сделали по-другому, и результат показывает, что мы сделали абсолютно правильно», – сказал политик, признав, что до этого три года подряд партия демонстрировала не лучшие результаты.
Кроме того, оказалась оправданной новая форма работы с избирателями в виде центров защиты прав граждан, продолжил Миронов. «Естественно, мы будем транслировать этот опыт уже на избирательную кампанию в Госдуму. Для нас такая репетиция, «разведка боем», прошла успешно», – добавил он, подчеркнув, что успех партии также кроется в том, что «Справедливая Россия» обратилась к избирателям с повесткой, «которая их действительно беспокоит». «Это проблема ЖКХ, и прежде всего поборов на капитальный ремонт», – резюмировал Миронов.
Успехи парламентских партий, в том числе «Справедливой России», отметил и вице-спикер Госдумы Андрей Исаев («Единая Россия»). «Все партии, представленные в парламенте, так или иначе успешно выступили на выборах. Это связано с тем, что они являются патриотическими партиями, стоящими на позициях защиты российской государственности, и представляют все имеющиеся спектры», – подчеркнул он.
В свою очередь гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров констатировал, что существующий запрос на оппозицию на выборах выполняют не новые партии, а парламентские, в частности именно «Справедливая Россия».
Председатель совета директоров фонда Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) Дмитрий Бадовский выделяет несколько причин, благодаря которым СР удалось улучшить результаты. Прежде всего это идейно-политический план – реорганизация и перепозиционирование партии.
Прежде у эсеров был явный кризис самоидентичности и проблемы коммуникации с электоратом, который традиционно критиковал «Единую Россию», но поддерживал Владимира Путина. Так, после 2011 года партия резко ушла в оппозиционность. В ее рядах оказались депутаты типа Ильи Пономарева и Геннадия Гудкова (оба впоследствии были отстранены от работы в партии). Были проблемы и с тем, что внутри партии сформировывались разные позиции, и только в этом году произошло некоторое размежевание с группой Оксаны Дмитриевой.
«В итоге партия вышла из всего этого несколько более консолидированной с точки зрения своего позиционирования и своего послания избирателю. Плюс «Справедливая Россия» вполне осознанно стала выстраивать коммуникации с Общероссийским народным фронтом (ОНФ), по крайней мере на региональном уровне и с точки зрения работы по отдельным темам. Понятно, что ОНФ в значительной степени в той повестке, которая традиционно работает для СР. На мой взгляд, с точки зрения «Справедливой России» было разумно пытаться делать какие-то вещи совместно с Фронтом, чтобы на тематике социальной справедливости (образования, здравоохранения, ЖКХ), борьбы с коррупцией все-таки сохранять свои позиции», – сказал Бадовский газете ВЗГЛЯД.
На результатах СР сказалась и замена электорального менеджмента. Впервые в этом году за выборы и за всю предвыборную стратегию отвечал Александр Бурков, который получил богатый опыт благодаря участию в региональных кампаниях. «В этом году видно, что даже с точки зрения подходов к проведению выборов «Справедливая Россия» себя немножечко перестроила, и это тоже дало результат», – отметил эксперт.
Еще одним фактором стала повестка дня, которая благоволит партии. «С учетом объективного нарастания социально-экономических трудностей и ресурсных ограничений запрос в обществе на социальную справедливость и более четкое обсуждение различных тем через эту призму только увеличивается. А тематика социальной справедливости – ядро смыслового электорального позиционирования «Справедливой России». Это тоже сыграло свою роль», – пояснил Бадовский.
В свою очередь политконсультант Антон Хащенко на своей странице в Facebook* назвал результаты СР «событием», «особенно на фоне того забвения, в котором «Справедливая Россия» небезосновательно находилась на протяжении нескольких предвыборных циклов». «Эсеры вернули себе место в тройке лидеров в большинстве региональных законодательных органов власти, что, на мой взгляд, стало следствием нескольких причин. Со всей очевидностью, на результативность этой партии повлиял фактор посткрымского консенсуса. При сохранении публичной критики власти СР взяла курс на патриотизм и справедливость, идя на конструктивный диалог и сотрудничество по важнейшим для страны вопросам, в частности – внешней политики России», – считает Хащенко.
Он также убежден, что дополнительные очки «принес нормальный рабочий диалог с ОНФ по причине прочной ассоциации последнего у избирателя с первым лицом государства».
На успех СР уже отреагировал лидер ЛДПР Владимир Жириновский, который ревниво назвал показатели партии фальшивыми. В разговоре с ТАСС политик выразил удивление в связи с тем, что в некоторых регионах СР «идет впритык то с КПРФ, то с ЛДПР». «Откуда вдруг? У них было 3% – еще месяц назад исследования (показывали). Они 5% не преодолевали, и вдруг у них 15–20%», – негодует Жириновский.
Однако Дмитрий Бадовский напоминает, что на прошлогодних выборах, когда ЛДПР в определенный момент начала обгонять КПРФ, «Владимиру Вольфовичу в целом это нравилось, а Геннадию Андреевичу – не нравилось». «Понятно, что всегда есть эмоции. С другой стороны, разумнее и правильнее видеть определенные тенденции. Учитывая, что все партии должны готовиться к выборам 2016 года, то лучше делать выводы с точки зрения своей стратегии», – уверен эксперт. Он добавил, что для СР характерно наличие региональной дифференциации: там, где у нее сильные региональные лидеры и структура, результаты традиционно очень высокие, а в других регионах они могут быть низкими.
Бадовский подчеркнул, что если победа конкурента достигнута в честной борьбе, то это «можно и нужно признавать». «Это элемент политической культуры. Сама процедура признания результатов выборов не менее важна, чем процедура подсчета голосов», – подытожил эксперт.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ