Второе воскресенье сентября было установлено в России единым днем голосования несколько лет назад. Сделано это было для того, чтобы выборы в разные органы власти – региональные и муниципальные – проводились по всей стране не вразнобой, как это было раньше, а одновременно.
Перенос выборов решает две задачи – выборная кампания выносится за рамки работы самой Думы и обеспечивается более грамотное обсуждение бюджета
Выпадают из этой унификации только федеральные выборы – президентские и парламентские. Из-за этого в тот год, когда проходят парламентские выборы (раньше это было раз в четыре года, а теперь раз в пятилетку), единый день голосования переносился на день думских выборов, то есть на декабрь. Недавно возникла идея – озвученная Владимиром Жириновским – избавиться от этого перебегающего дня: закрепить все выборы (кроме президентских) за сентябрем. Начать предполагается уже со следующего года – в результате выборы в парламент пройдут на три месяца раньше срока. Предложение поддержало большинство экспертов и многие политики, а в самой Думе за него высказались три из четырех фракций. Аргументы сторонников переноса достаточно просты.
По словам лидера фракции единороссов Владимира Васильева, есть общее понимание того, что в противном случае практически на полгода – с лета 2016-го и, по сути, до января 2017 года – «будет нарушена нормальная работа парламента, участие большинства действующих парламентариев в избирательной кампании, включая выборы в одномандатных округах, приведет к тому, что они просто не будут участвовать в работе Госдумы в осеннюю сессию будущего года».
Действительно, на этих выборах возвращаются одномандатники – то есть конкуренция будет идти не только между партсписками, но и кандидатами в округах. Если выборы состоятся в декабре, то понятно, что на полгода Дума превратится в предвыборный штаб – большинство депутатов будут озабочены собственным переизбранием, и главным вопросом для них станет то, как совместить работу на Охотном ряду с работой в регионах. Ущерб для качества работы парламента неизбежен, а ведь осенняя сессия – это время принятия бюджета, то есть выполнения одной из главных функций Госдумы.
Именно это и выдвигается как вторая причина для переноса выборов на сентябрь – тогда новый состав начнет работу уже в середине октября, то есть ровно тогда, когда правительство вносит в парламент бюджет на следующий год. То есть работать с бюджетом будут вновь избранные депутаты, а не те, кто, вполне вероятно, покинет Думу сразу же после голосования по главному финансовому документу страны.
Получается все-таки большая ответственность депутатов и их большая вовлеченность в работу с правительством – тем более что на выборах 2016 года парламент должен сильно обновиться вследствие курса на национализацию элиты и активизации того же «Народного фронта». Кроме того, одновременно с бюджетом будут обсуждаться и бюджетные ориентировки на трехлетний период – что тоже правильно делать новому составу парламента.
Таким образом, решаются две задачи – выборная кампания выносится за рамки работы самой Думы (летом депутаты в любом случае уходят на каникулы – которые теперь будут совмещены с избирательной кампанией) и обеспечивается более грамотное и спокойное обсуждение бюджета теми, кто и будет в дальнейшем спрашивать с правительства за его выполнение.
Аргументы противников переноса сводятся к одному, но важному утверждению – якобы власть просто хочет обеспечить низкую явку и создать более выгодные условия для своих кандидатов. За летнюю кампанию несистемная оппозиция не успеет как следует раскрутиться, все избиратели на дачах или в отпуске, и никому нет дела до предвыборной агитации – вот и проиграют неизвестные широкой публике кандидаты.
В ответ можно было бы начать доказывать, что власть не заинтересована в низкой явке – наоборот, Кремль все последнее время пытается всячески стимулировать гражданскую активность, без которой невозможно провести так необходимую ротацию элиты. Но, может быть, проще напомнить, что в ходе выборов московского мэра два года назад летняя кампания и единый день голосования в сентябре не помешали раскрутить Алексея Навального до второго места и более чем четверти голосов пришедших на выборы избирателей.
А низкая явка на любых выборах, кроме президентских, связана в огромной степени с отношением наших людей к партийной системе в целом – люди разочарованы в политических партиях как таковых, вдобавок устали от примелькавшихся за десятилетия «вождей», да и в целом не считают парламент таким уж важным органом власти, связывая понятие власти с президентом.
Обновление политической системы необходимо – через приход новых людей на муниципальный, региональный и федеральный уровни власти всеми возможными способами: путем выборов или назначений. Но перенос выборов с декабря на сентябрь никак по большому счету не влияет на это.
В результате даже коммунисты, единственные из парламентских партий возражавшие против переноса, теперь уже в принципе согласны с ним – но настаивают на последнем воскресенье сентября. Лидер фракции единороссов Васильев надеется, что общее взаимопонимание всех фракций может превратиться в полноценное консенсусное решение – то есть компромисс может быть найден. Такой датой вполне может стать третье воскресенье сентября – 18-е число. Но нельзя, кстати, исключать и того, что возобладает позиция КПРФ, и выборы назначат на последнее воскресенье, 25 сентября.
В любом случае надо понимать, что это решение принимается не на один год – отныне все выборы, кроме президентских, будут проходить в то сентябрьское воскресенье, которое сочтет правильным нынешняя Госдума.
Кстати, в допетровскую эпоху новый год начинался у нас с 1 сентября – по юлианскому календарю и сейчас живет Русская православная церковь. Точно так же отсчитывается начало нового учебного года и в образовании, да и сама думская сессия открывается в начале осени – так что приближение выборов к естественному человеческому циклу жизни вполне логично.