Индия одобрила покупку у России 197 вертолетов производства ОАО «Камов». Об этом в среду сообщило РИА «Новости» со ссылкой на Bloomberg.
Этот контракт поддержит наши заводы в Омске и Кумертау
Ранее в среду пресс-служба Кремля сообщила, что президент России Владимир Путин и премьер-министр Индии Нарендра Моди в ходе телефонного разговора обсудили вопросы расширения российско-индийского стратегического партнерства, а также «некоторые крупные совместные торгово-экономические проекты».
Ранее, в декабре прошлого года, вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что Индия по договоренности с Россией будет производить на своей территории вертолеты Ми-17 и Ка-226Т, причем машин семейства «Камов» будет выпускаться до 400 в год.
Вице-премьер напомнил, что изначально, когда Индия объявляла тендер на вертолетную технику этого типа, главным конкурентом российских машин был вертолет «Еврокоптер». Однако, отметил Рогозин, в связи с уникальными характеристиками Ка-226 и особыми запросами индийской стороны тендер был отменен и была достигнута договоренность о развертывании в Индии производства российских машин.
19 февраля глава холдинга «Вертолеты России» Александр Михеев заявлял, что компания предлагает Индии наладить производство вертолетов Ка-226Т внутри страны с полной передачей технологий. И вот теперь, похоже, индийцы приняли окончательное решение.
Ка-226Т – многоцелевой вертолет с соосной схемой расположения винтов и двумя газотурбинными двигателями Arrius 2G1 французской Turbomeca. Разработаны патрульный и медицинский варианты. Отличается небольшими габаритами и маневренностью, причем машина обладает нужным для маневров запасом мощности даже с одним работающим двигателем.
Обнадеживающая новость
Тендер на поставку 197 вертолетов зарубежного производства Индия объявила еще в 2009 году. До последнего момента в соревновании участвовали два претендента – ОАО «Камов» с Ка-226Т и компания Airbus Helicopters, которая на момент подачи заявки носила название Eurocopter, с вертолетом AS550 C3 Fennec. Сумма тендера, предположительно, составляла около 600 млн долларов.
Заключение столь крупного контракта – обнадеживающая новость, учитывая, что, как ранее отмечала газета ВЗГЛЯД, не так давно Россия проиграла крупный тендер на поставку военно-транспортных самолетов: вместо наших Ил-76 Дели предпочел купить 6 американских C-130 Super Hercules.
Добавим, что пока в стадии обсуждения находится и «контрпредложение» России по поставкам в Индию истребителей. Напомним, что 10 апреля Индия объявила о подписании соглашения с Францией о покупке 36 истребителей Rafale. Однако изначально речь шла о покупке 126 французских машин. По данным СМИ, размеры сделки сократились из-за двукратного удорожания Rafale. 30 апреля российская корпорация «Иркут» заявила о готовности поставить Индии истребители Су-30МКИ по тендеру, в рамках которого в страну также будут поставлены французские Rafale.
Главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов назвал согласие индийской стороны на закупку вертолетов ОАО «Камов» знаковым событием. Тем не менее он отметил, что некое формальное заключение или договоренность и финализация контракта в индийских условиях может тянуться годами. Но если исходить из того, что вопрос решенный, то можно сказать о том, что прервалась полоса неудач участия России в индийских военных тендерах.
«Это тендер на истребители, на боевые и военно-транспортные вертолеты и на военно-транспортные самолеты. Контрактом на вертолеты Россия снова заявила о себе как о значимом игроке на рынке индийских вооружений», – сказал Фролов газете ВЗГЛЯД.
При этом эксперт отмечает, что Индия берет малосерийное изделие. «Вертолеты Ка-226 хотя уже и насчитывают порядка 10 лет производства, но они покупаются фактически штучно. Эти вертолеты еще не имели экспортного успеха. Поэтому здесь Индия немного рискует. Но, с другой стороны, с учетом того, что, вероятнее всего, индусы взяли модификацию с французским двигателем (есть еще модификация с английским двигателем), плюс Россия была готова пойти на передачу технологий, то с любой точки зрения этот контракт интересный», – уверен эксперт.
#{weapon}Кроме этого, закупка Индией российских вертолетов сильно усиливает позиции КБ Камова, которое «наконец заключило первый довольно крупный экспортный контракт на свои изделия, потому что до настоящего времени продавались штучные вертолеты Ка-32 и их деривативы». «Это поддержит заводы. В России два завода делают эти вертолеты: в Омске и Кумертау. В целом это может позитивно сказаться для «Вертолетов России», – полагает Андрей Фролов.
«Итальянский» скандал
У вертолетных тендеров, объявлявшихся правительством Индии, непростая судьба. Например, в 2007 г. вертолет Fennec компании Eurocopter практически был объявлен победителем, однако жалоба со стороны американской компании Bell Helicopters о недостатке прозрачности в конкурсе привела к отмене тендера в 2008 году.
В течение прошлого года тянулся коррупционный скандал, вызванный «особым вниманием», проявленным чиновниками индийского минобороны к итальянскому производителю вертолетов AgustaWestland. Эта компания, так же как и «Камов» и Eurocopter, участвовала в конкурсе по закупкам в рамках программы LUH (Light Utility Helicopter). В январе 2014 года индийская контрразведка – Центральное бюро расследования – предъявила обвинения одному из действующих офицеров ВВС Индии в манипуляциях с предварительным отчетом о закупках по программе LUH.
Как сообщал тогда ИТАР-ТАСС со ссылкой на минобороны Индии, следственная бригада обнаружила документ, в котором, предположительно, офицер предложил AgustaWestland помощь для победы в контракте на поставки 12 вертолетов AW101 по программе LUH. По версии следствия, ради получения контракта итальянцы подкупали индийских чиновников. Итальянская сторона провела собственное расследование и нарушений со стороны AgustaWestland не обнаружила. Как бы то ни было, в декабре 2014 года министр обороны Индии Манохар Паррикар сообщил о расторжении контракта стоимостью 750 млн евро.
Тогда же под ударом оказалась и сама программа LUH – сам тендер мог быть отменен, и Eurocopter и «Камов» остались бы ни с чем. Министерство обороны Индии заявило, что в случае отмены тендера заказ на 197 вертолетов по программе LUH будет передан компании индийской корпорации Hindustan Aeronautics Limited (HAL), которая ведет разработку индийского аналога этой авиатехники.
Как отмечал тогда российский специализированный портал Aviation Explorer (aex.ru), индийская разработка HAL находится в начальной стадии. При этом вооруженные силы Индии испытывали острую потребность в вертолете, который мог бы перевозить людей и военные грузы на поле боя в условиях высокогорья Северной Индии, где проходит граница этой страны с Китаем и Пакистаном.
Предвыборная подоплека
В скандале, из-за которого тендер год назад оказался на грани срыва, была и политическая подоплека. Как отмечал индийский военный аналитик Нитин Мехта, на ход расследования оказывала влияние предвыборная лихорадка. Напомним, в мае 2014 года в Индии прошли парламентские выборы. По мнению эксперта, правивший тогда «Индийский национальный конгресс» (ИНК) и тогдашний премьер Манмохан Сингх решили повысить свой рейтинг, благодаря имиджу борцов с коррупцией.
#{interviewpolit}Однако ИНК выборы проиграл, к власти пришла «Бхаратия джаната парти» во главе с нынешним премьер-министром Нарендрой Моди. Моди принято считать политиком националистического и даже антизападного толка, но во главу угла он ставит прагматизм. Во время январского визита в Дели президент США Барак Обама и индийский лидер продлили рамочное соглашение о военно-техническом сотрудничестве между странами на 10 лет. При этом менее чем за месяц до визита Обамы, в разгар санкционной кампании против России, Моди принял в Дели президента Владимира Путина – и эта встреча увенчалась подписанием более двух десятков соглашений.
«Нынешний год можно считать юбилейным»
Проявлением этой линии следует считать и прошедший в среду разговор Путина и Моди, в ходе которого Моди, помимо прочего, подтвердил свое участие в предстоящих в Уфе в июле 2015 года саммитах БРИКС и ШОС.
Добавим, что военно-техническое сотрудничество Москвы и Дели – вопрос, не зависящий от того, какая партия в данный момент находится у власти в Индии. Россия и Индия – крупнейшие партнеры в сфере военно-технического сотрудничества: более 70% вооружения, боевой техники индийской армии, ВВС, ВМС – российского и советского производства. В качестве примера достаточно вспомнить беспрецедентный контракт на передачу и модернизацию авианосца «Викрамадитья» стоимостью 2 млрд долларов. Отметим, что 30 апреля гендиректор северодвинского завода «Севмаш» Михаил Будниченко сообщил РИА «Новости»: с индийской стороной обсуждается продление послегарантийного сервисного обслуживания авианосца «Викрамадитьи» до 40 лет.
По данным замглавы Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФС ВТС) Анатолия Пунчука, только в 2014 году Россия поставила Индии вооружения и военной техники на сумму 4,7 млрд долларов. «Нынешний год можно считать юбилейным, поскольку ВТС с Индией осуществляется с 1960 года. За это время в Индию поставлено отечественных вооружений и военной техники на сумму около 40 млрд долларов», – заявил Пунчук на открытии авиавыставки «Аэро Индия 2015» в Бангалоре.
«Без передачи технологий не обойтись»
Директор программы Центра политических исследований России по обычным вооружениям Вадим Козюлин убежден, что в нынешней ситуации роль такого контракта на закупку вертолетов особенно велика с экономической точки зрения.
«Таких закупок не было давно. Это можно назвать историческим событием для российской оборонной промышленности, особенно в рамках кризиса. Это будет серьезное подспорье для нашей вертолетной промышленности», – сказал Козюлин газете ВЗГЛЯД.
Эксперт напомнил, что несколько лет назад специалисты заговорили о кризисе в российско-индийском военном сотрудничестве, мол, Москве нечего предложить, и Дели начинает больше ориентироваться на западные образцы. «Но этот случай разбивает в прах подобные инсинуации. Россия – серьезная держава в сфере производства вооружений и особенно вертолетов, где у нас нет конкурентов по критериям эффективности и качества», – подчеркнул он.
Что касается передачи Индии технологий производства вертолетов, то Козюлин назвал вопрос «чувствительным». По его словам, не все эксперты позитивно оценивают подобные способы освоения оружейных рынков.
«Но у Индии устроено законодательство таким образом, что без передачи технологий не обойтись. Сделки, когда часть производства переносится, называются офсетными и законодательно закреплены в Индии. Без этого ни одна страна не может продавать оружие Индии в крупных сделках. Поэтому Россия идет на это. Сегодня Россия находится на том витке, когда в мире накоплено большое количество новых технологий. Это требует от наших инженеров интегрировать их в российскую продукцию, что позволит ей выйти на новый этап. Россия и в производстве вертолетов сегодня находится на том этапе, когда можно ждать большого шага вперед. Технологии, которые будут переданы, помогут Индии, но Россия к тому моменту выйдет на другой этап», – прогнозирует эксперт.