Министр иностранных дел Сергей Лавров в среду не исключил отзыва посла в Киеве Михаила Зурабова, правда, не указав никаких сроков. «Зурабов назначен президентом РФ, как и любой другой посол, работающий за границей, он выполняет поручения, которые получает из центра. Срок его службы, опять же, определяется президентом. Наверное, никто не вечен, будет смена и этого посла», – цитировала Лаврова газета ВЗГЛЯД.
Не вечная миссия
Пока не безнадежно разговаривать с Порошенко, хорошо, если с ним общается человек, который давно с ним знаком
В ответ на упрек в том, что никто не несет ответственности за неэффективность посольства в Киеве, Лавров сказал: «Я отвечаю за то, что делают послы, назначенные президентом по рекомендации Министерства иностранных дел. Указания, которые получает Зурабов, – я за них отвечаю, это мои указания, указания МИДа. И его работу оцениваем тоже мы по итогам каждого года».
Первый зампред международного комитета Госдумы Леонид Калашников (КПРФ) тотчас после выступления Лаврова призвал назначить в Киев нового человека, который соединял бы в себе разносторонний опыт – и дипломата, и силовика, и авторитета-тяжеловеса, вроде Черномырдина.
«Нужен не однобокий человек, и такие люди в России есть. Сумели же найти в кризис 1998 года Примакова, Маслюкова и других. Не хочу плохо отзываться о Черномырдине, но я не видел, чтобы в роли дипломата он оказался успешен, – признался Калашников в интервью газете ВЗГЛЯД. – Нужна не просто яркая фигура, способная афористично говорить, и тем более не экономист, каким я считаю Зурабова, который там все выстраивает экономические схемы. Идеальным был бы, например, Сергей Глазьев».
Ранее Калашников уже не раз подвергал главу дипмиссии в Киеве разгромной критике. Так, в феврале прошлого года, сразу после государственного переворота, депутат объявил Зурабова дилетантом. «Должность посла на Украине – это очень ответственный пост, и наивно полагать, что занимающий его дилетант сможет ничего не испортить, – указывал он. – Личность Зурабова и личность его предшественника Черномырдина несопоставимы».
Неотзывчивый посол
Однако директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский не уверен, что Зурабова пора менять. «Пока не безнадежно разговаривать с Порошенко, хорошо, если с ним общается человек, который давно с ним знаком. Я бывал в их общей компании, и тогда у меня сложилось впечатление, что они в приятельских отношениях. Правда, это было еще до Майдана. Не знаю, как у них сейчас», – признался киевский политолог.
Никакой особой, в том числе и «экономической», тактики у Зурабова политолог не видит. «Он высказывает свои соображения руководству страны и МИДа, и они уже там принимают решения. У него коридор возможностей ограничен. Что ему поручено, то и выполняет. Я знаю его как в высшей степени образованного человека, мало таких приходилось встречать в жизни, – сказал Погребинский газете ВЗГЛЯД. – А тип Черномырдина для сегодняшней ситуации не годится. Нужен профессиональный дипломат, который будет активно работать с украинским МИДом, с руководством страны, с коллегами по дипкорпусу».
Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов вообще убежден, что представлять любую страну всегда должен только высококвалифицированный, опытный дипломат. «Это мое давнее убеждение, не связанное никак с Зурабовым, будь то Киев или любая другая важная столица», – оговорился Лукьянов.
«Это миф, будто политик-тяжеловес обладает каким-то особым авторитетом и может лучше продвигать интересы своей страны. За крайне редкими исключениями, это не подтверждается практикой. Особенно при таких сложных отношениях, как у Москвы и Киева сегодня, посол должен обладать выдержкой, дипломатическими навыками, умением выстраивать переговоры, точно понимать расстановку самых разных сил и грамотно докладывать об этом в центр. Посол не формулирует политику – это дело политического руководства», – напомнил эксперт газете ВЗГЛЯД.
Как известно, бывший глава Пенсионного фонда и экс-министр здравоохранения и соцразвития Михаил Зурабов был назначен послом летом 2009 года. Одновременно он получил должность спецпредставителя президента по развитию торгово-экономических отношений с Украиной. Тогдашний президент Украины Виктор Ющенко более полугода отказывался принимать верительные грамоты у Зурабова, бойкотируя представителя России.
Зато новый посол сразу начал изучать украинский язык, хотя, по понятным причинам, в этом не было прямой необходимости, и позднее не раз выступал на языке страны пребывания.
Сорванный триколор
После смены власти в Киеве работа Зурабова стала особенно сложной. В середине июня прошлого года посольство подверглось нападению. Как писала тогда газета ВЗГЛЯД, толпа из нескольких сот погромщиков забросала здание булыжниками и взрывпакетами, сорвала с него российский флаг, заменив его на бандеровское знамя. Украинские силовики не мешали нападению. Даже Госдеп США был тогда вынужден призвать Киев восстановить порядок вокруг посольства. С началом мирного процесса Зурабов участвовал во всех переговорах воюющих сторон в Минске.
Не далее как месяц назад, о чем писала газета ВЗГЛЯД, КПРФ опять требовала отозвать Зурабова. Коллеги Калашникова по фракции Валерий Рашкин и Сергей Обухов утверждали, что Зурабов не смог предотвратить рост антироссийских настроений, и оценивали деятельность посольства как провал. По их мнению, отсутствие активной работы Зурабова привело «к исчезновению сколько-нибудь принципиального и последовательного отстаивания интересов России и русских на Украине», в то время как с послом США на Украине считались.
«Определенные аналогии возможно провести с произведенной господином Зурабовым, на тот момент возглавлявшим Министерство здравоохранения и социального развития России, монетизацией льгот, вызвавшей стихийные выступления граждан России», – писали Рашкин и Обухов.
Впрочем, упоминая о предыстории Зурабова, коммунисты сами лишний раз напомнили, что держат зло на нынешнего посла очень давно – с прошлого века. Они пытались сместить Зурабова с любой должности, какую бы он ни занимал все последние 15 лет.