Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

13 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

19 комментариев
3 ноября 2010, 11:27 • Политика

Самородок с косноязычием

Политики оценили личность Виктора Черномырдина

Самородок с косноязычием
@ wikipedia.org

Tекст: Ольга Гриценко

Президент Дмитрий Медведев и глава правительства Владимир Путин выразили свои соболезнования близким скончавшегося в ночь на среду на 73-м году жизни Виктора Черномырдина. Знавшие «народного» премьера политики вспоминают, какую роль он сыграл в один из самых тяжелых периодов в стране.

«Ушел из жизни видный государственный деятель Виктор Степанович Черномырдин. Прошу почтить его память минутой молчания», заявил в среду спикер Госдумы Борис Грызлов, открывая пленарное заседание парламента.

#{image=455129}Свои соболезнования семье Черномырдина выразили президент Дмитрий Медведев, премьер Владимир Путин, президент Украины Виктор Янукович.

Виктор Черномырдин скончался в среду в 4.00 утра. По словам родственников покойного, до самого последнего момента он находился в сознании.

Предположительно экс-премьера, запомнившегося в первую очередь своими ставшими крылатыми выражениями, похоронят на Новодевичьем кладбище рядом со скончавшейся полугодом ранее супругой.

Именно смерть жены, считает близко знавший Черномырдина член Совета Федерации Вадим Густов, подорвала силы политика. «Я знал, что у него были серьезные проблемы со здоровьем: одну почку ему удалили, потом он мучился  со второй. Он вообще очень сильно сдал после того, как умерла его жена. Это был уникальный человек, российский самородок. Он всегда оставался человеком от народа, и его любили за его простоту, его лексикон и его поступки», – рассказал он газете ВЗГЛЯД.

Народный премьер

На век Черномырдина пришлось много переломных, «титанических изменений» в экономике страны, в политической и социальной жизни, напомнил в интервью газете ВЗГЛЯД заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Валерий Рязанский. По его мнению, экс-премьер стал «стабилизатором экономической и политической системы в 1990-е годы». «За глаза Черномырдина называли «народным премьером». Это соответствовало его характеру, умению применить крепкое словцо, использовать «народный юмор» в некоторых ситуациях. Виктор Степанович сумел сохранить для страны Газпром, который для нее и сейчас является стабилизирующим столпом экономики, позволяющим в сложной переходной ситуации сохранить стабильность экономического положения, дающего возможность проводить социальные программы и многое другое», считает он.

Смерть Черномырдина, добавляет бывший замглавы правительства, глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, стала «тяжелой потерей» не только для его близких, но и для государства. «Если вспоминать Виктора Степановича, очень многое приходит в голову, и не только его гениальные фразы, но и, самое главное, та реальная политика, которую он проводил.  В частности, речь идет о политике реформирования российской экономики. Поначалу ее от него, может быть, никто и не ожидал, поскольку он вроде бы был из «красных директоров». Но оказалось, что он готов сформировать и возглавить команду реформаторов, готов принять тех, кто поначалу не поверил в него, как это было в правительстве образца 1997 года, когда он возглавил правительство «младореформаторов», поделился он своими воспоминаниями с газетой ВЗГЛЯД.

Гадание на дефолт

#{help=444593}«Работая на должности руководителя министерства газовой промышленности, главой правительства, чрезвычайного и полномочного посла РФ на Украине, Виктор Степанович всегда проявлял недюжинную энергию, свои блестящие организаторские способности. И вся его деятельность на высоких государственных должностях была примером служения Родине, честного выполнения своего долга», соглашается спикер Совета Федерации Сергей Миронов, слова которого приводит «Интерфакс».

В свою очередь лидер ЛДПР Владимир Жириновский уверен, что останься Черномырдин на посту премьера и дальше, страна смогла бы избежать многих экономических потрясений. «Он действительно может быть напоминал в чем-то Столыпина, в чем-то  Косыгина, и, по сравнению с Гайдаром или тем, кто пришел вместо него Кириенко, он был специалистом. Если бы Виктор Степанович остался на посту премьер-министра, никакого дефолта не было бы. Никаких оснований для дефолта не было это в чистом виде провокация Чубайса, Кириенко, Немцова, Явлинского всей этой камарильи прозападных радикалов-демократов», убежден он.

Впрочем, далеко не все так однозначно оценивают период работы Черномырдина в качестве премьера. «Ничего положительного в деятельности правительства Черномырдина я не видел и не вижу. В бытность работы этого правительства была растащена вся народная собственность, продолжены так называемые экономические реформы, которые ничего хорошего людям не принесли», был категоричен главный коммунист страны Геннадий Зюганов.

С ним согласен его коллега по партии, один из старейших депутатов Госдумы Виктор Илюхин. ««Мне очень сложно говорить о Черномырдине, хотя я много с ним общался и как с председателем правительства, и в личном порядке. О покойниках плохо не говорят, но та линия, которую проводили Ельцин и Черномырдин, в первую очередь экономическая политика, оказалась пагубной для России, отметил он в разговоре с газетой ВЗГЛЯД. Она не позволила заложить в первые годы так называемой перестройки надежную основу для развития ее в будущем. Правление Черномырдина и Ельцина отличалось тем, что в стране расцвела буйным цветом коррупция. Бесконтрольный передел стал криминальной революцией. При Ельцине и Черномырдине донельзя упал авторитет России на международной арене».

Вместе с тем, считает он, Черномырдин, безусловно, останется в памяти россиян как «великий Цицерон». «Его изречения долго будут помнить, цитировать и улыбаться. Например, когда журналисты спросили его: «Виктор Степанович, расскажите о ваших детях, чем они занимаются?», а он ответил: «У меня примерно дватри сына». Это войдет в анналы российской истории, как и хрестоматийное «хотелось как лучше, а получилось как всегда», – уверен он.

Комментарии экспертов

Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, кандидат исторических наук
Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, кандидат исторических наук
Я думал, он никогда не умрёт. Кажется, что он был всегда, хотя он появился только в начале 1990-х годов. <a href= http://actualcomment.ru/theme/1566.html target=_blank><b>Читать далее</b></a>.

Анатолий Чубайс, глава Роснано
Анатолий Чубайс, глава Роснано
В современной российской истории фигур масштаба Черномырдина – единицы. Умер человек, который не просто пропустил через себя историю страны, а в значительной степени ее создал. Если бы не персонально Виктор Степанович Черномырдин, не было бы той истории, что сейчас есть, мы не смогли бы сделать то, что сделали, не прошли бы октябрь 1993 года и другие события, когда страна висела на ниточке. Я знаю, по меньшей мере, три ситуации, когда ниточка оборвалась бы. Черномырдин не только обладал государственным мышлением, но и человеческим, настоящим мужским характером. Мы знали, что если Степаныч сказал, то значит так и будет. Он был по-настоящему народным. Его знаменитое высказывание «хотели как лучше, а получилось как всегда» – это была не заготовка, это было изнутри, он был настоящим, народным./ИТАР-ТАСС

Андрей Воробьев, руководитель Центрального исполнительного комитета «Единой России»
Андрей Воробьев, руководитель Центрального исполнительного комитета «Единой России»
Ушел из жизни яркий, неординарный человек, профессионал, государственный деятель. Он был одним из тех, кто создавал новую, демократическую Россию, формировал ее облик. Мы запомним его как политика, проводившего сложные реформы в девяностые годы. Он не боялся критики, а на злые слова отвечал доброй шуткой. Благо страны и граждан было для него самой важной целью. Выходец из простого народа – плоть от плоти – больше всего ценил человеческую жизнь. Мы все помним, что в 90-е годы Виктор Степанович был на острие событий, принимал трудные решения, спасая человеческие жизни. Я уверен, история отведет Черномырдину достойное место в ряду государственных деятелей./ВЗГЛЯД

Владимир Гольман, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия»
Человек он был очень деятельный, активный. Я высоко ценю его, и как государственного деятеля, и как человека. За все, что он брался, всегда доводил до конца. И в той сложной ситуации, в которой он работал, а я считаю, что тогда было самое сложное время для страны, он достиг определенного успеха. В тот момент руководить такой страной, таким хозяйством мог только человек, который имел глубину знаний серьезную, он действительно в первую очередь был хозяйственник, а уже потом стал еще и политиком. Но хозяйственником он был на высшем уровне, супер-хозяйственником. Сегодня, к сожалению, нет таких людей, которые прошли бы его школу и могли бы заниматься хозяйством в стране на таком высочайшем уровне./ВЗГЛЯД

Валентина Матвиенко, губернатор Санкт-Петербурга
Валентина Матвиенко, губернатор Санкт-Петербурга
Скорбная весть о смерти этого выдающегося государственного деятеля глубоко тронула сердца многих и многих россиян. С его именем связана целая эпоха в жизни нашей страны. В непростое время экономических преобразований Виктор Степанович Черномырдин проявлял такие замечательные качества, как умение брать на себя ответственность, твердость в принятии решений и политическая дальнозоркость. Трудно подобрать слова, которые смогли бы утешить всех, кто близко знал этого сильного и надежного человека. Мне и самой сегодня трудно представить, что не стало друга, к которому можно в любой момент обратиться за советом, поддержкой, помощью./ «Интерфакс»

Александр Прохоренко, Председатель комитета по внешним связям Санкт-Петербурга
С Виктором Степановичем Черномырдиным познакомились мы в 1995 году, когда он участвовал в создании Всероссийского общественно-политического движения «Наш дом - Россия». Тогда я был руководителем Исполкома петербургской организации «Наш дом - Россия», которую в то время возглавлял Владимир Владимирович Путин. Виктор Степанович производил впечатление очень четкого, активного, доброжелательно настроенного руководителя, человека, понимавшего все нюансы тогдашней политической жизни, был в общении очень открыт и готов к обсуждению всех вопросов, которые имели отношение к его деятельности как одного из руководителей государства, так и к его общественно-политическим занятиям. Потом прошло время, и уже в следующий раз я встречался с ним в Украине, куда он был назначен послом. Это было в год празднования 850-летия Львова, когда с Губернатором Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко я летал во Львов. Виктор Степанович тогда приезжал во Львов, и там мы тоже встречались. Он уже хорошо вошел в тематику своей новой работы и подсказал нам многие полезные инициативы и действия в части, касающейся сотрудничества со Львовом. Тогда же я еще раз убедился, что он человек с очень хорошим чувством юмора, хороший рассказчик. В частности, в ходе встречи зашел разговор о корреспондентах, он привел в качестве забавного эпизода одну из своих реакций: «Бегу после заседания Правительства, журналисты стоят «за шнурком», и один из них кричит: «Виктор Степанович, вопрос номер один», - а я ему на бегу, не останавливаясь: «Ответ номер четыре». С ним было очень приятно общаться, и хотя эти встречи носили, в основном, рабочий характер, все-таки в нем чувствовалось большое уважение к людям, своим собеседникам, независимо от занимаемого ими положения и возраста. Поэтому, конечно, завершение жизненного пути Виктора Степановича печально. Этот человек внес действительно огромный вклад в историю постсоветской России, придя на вершину власти в очень сложный период её существования, и своим авторитетом, своей последовательностью он, конечно, помог удержать курс российского корабля./ВЗГЛЯД
..............