Если у кого-то и оставались сомнения в том, что договоренности, формально достигнутые в Минске, не будут соблюдаться, к сегодняшнему дню они исчезли полностью. Раненый глава ДНР Захарченко стал, наверное, самым красноречивым символом происходящего. Повстанцы и ВСУ продолжают воевать, наперебой обвиняя друг друга в отказе соблюдать перемирие.
Это будет признанием провала украинского государства, не способного ни победить сепаратистов, ни договориться с ними по-хорошему
«То, что там происходит, объяснимо и прогнозируемо, поскольку, по нашим данным, еще до встречи в Минске, за неделю примерно, группировка украинских войск оказалась там в окружении, – прокомментировал происходящее Владимир Путин. – Я именно так и говорил об этом: те, кто находятся в кольце, будут пытаться вырваться, с внешней стороны будут предприниматься попытки их деблокировать, а ополчение, которое удерживает украинские воинские части в этом кольце, будет этому сопротивляться, противиться и удерживать дальше. И это неизбежно приведет к тому, что, так или иначе, какое-то время будут происходить стычки».
«Я очень рассчитываю на то, что ответственные лица в украинском руководстве не будут мешать военнослужащим украинской армии складывать оружие», – добавил глава российского государства.
«Ответственные лица» тем временем неофициально отправляют в Дебальцево заградотряды (не будем утверждать, что это правда, возможно, это военная пропаганда, которой с обеих сторон немало). Но официально и со стопроцентной уверенностью можно сказать о том, что президент Украины Петр Порошенко в разговоре с вице-президентом Соединенных Штатов Джозефом Байденом «призвал США реализовать предыдущие заявления о предоставлении Украине дополнительных средств для усиления ее обороноспособности». То есть все-таки попросил дать ему оружие. Видимо, для демонстрации своих мирных намерений.
В свою очередь прокуратура ДНР возбудила уголовное дело в отношении президента Украины Петра Порошенко, премьер-министра Арсения Яценюка и секретаря СНБО Александра Турчинова по факту «планирования, подготовки, развязывания и ведения агрессивной войны государственными должностными лицами».
Все виноваты
Большинство западных и российских аналитиков, пишущих на тему дебальцевского котла (даже если они, вопреки очевидному, не признают его существования), заняты поиском виноватых. Украинские и западные политики во всем винят Россию, сочувствующие Новороссии пишут об односторонней вине ВСУ.
Разумеется, виноваты обе стороны конфликта – и Киев, и Новороссия. Не только и не столько в том, что нарушают призрачные минские договоренности, а в том, что ставили подписи под «комплексом мер, направленных на имплементацию», заведомо не собираясь ничего имплементировать.
Именно Дебальцево было основным камнем преткновения, из-за которого президенты провели бессонную ночь с ведрами белорусского кофе. Именно из-за Дебальцево мир никак не приходит на землю Донбасса.
Американское «вундерваффе», в скорых поставках которого уже не осталось практически никаких сомнений, разумеется, не сможет переломить ситуацию, как бы о том ни мечтал Леонид Гозман и другие радетели киевской «перемоги». Тем более что западное оружие, по информации России, уже поставляется на Украину – об этом заявил в Будапеште Владимир Путин.
Поиск виновных – занятие, безусловно, увлекательное, вот только к мирному урегулированию оно не имеет ни малейшего отношения. От того, что вице-президент Байден не то в третий, не то в пятый раз заявит о «повышении цены для России за ее поведение», а спикер Госдумы Сергей Нарышкин парирует, что за срыв минских соглашений будет нести ответственность Вашингтон, ВСУ и ополченцы не перестанут поливать друг друга и мирных жителей из «Градов» и другой тяжелой техники.
Обе стороны не готовы признавать статус-кво и прекращать огонь. А в ситуации, когда участники вооруженного конфликта не готовы остановиться самостоятельно, перманентной – то вспыхивающей, то затихающей – войне есть только одна альтернатива. Это ввод миротворцев.
Кому выгодно
На фоне дебальцевского обострения малозамеченной прошла ночная новость о том, что России все-таки удалось после долгих обсуждений добиться единогласного принятия резолюции Совета Безопасности ООН, в которой, в частности, говорится: «Урегулировать ситуацию в восточных районах Украины можно только путем мирного разрешения нынешнего кризиса».
Поставки оружия любой из сторон, безусловно, никак не смогут поспособствовать мирному разрешению конфликта. А значит, если США все-таки начнут официально вооружать Украину, это будет нарушением если не буквы, то духа резолюции СБ.
Единственный формат миротворческой операции, возможный на Украине, – ввод «голубых касок» ООН. Все остальные международные организации вряд ли смогут остановить войну.
ОБСЕ неоднократно обвинялась в предвзятости, причем как Киевом, так и Донбассом, несмотря на то, что именно эта организация с самого начала ставила вопрос о необходимости ввода миротворцев. Поэтому гипотетическая миротворческая операция под эгидой ОБСЕ просто усложнит конфликт, добавив к нему третью сторону.
Миротворцев НАТО в регион не допустят ни ополченцы, ни Россия, которой в этом случае неизбежно придется вмешаться. Да НАТО и не горит желанием проводить наземную операцию на Украине.
По схожей причине не смогут спасти ситуацию и миротворцы СНГ или ОДКБ. Киев начнет верещать об «оккупации» в тот же день, как только такая идея начнет обсуждаться.
Поэтому остается только ООН. Решение о проведении миротворческой операции принимает Совет Безопасности, все члены которого высказались за мирное урегулирование ситуации на Украине. Сказав «а», нужно сказать «б».
Показательно, что и в России, и на Украине тема ввода миротворцев регулярно возникает, но, к сожалению, не имеет никакого продолжения. Два дня назад в пользу миротворческой операции выступил зампредседателя комитета Совфеда по международным делам Владимир Джабаров. При этом он полагает, что миротворцы с мандатом ОБСЕ являются идеальным вариантом.
А 4 февраля на голосование в Верховной раде «Оппозиционный блок» внес проект постановления «Об обеспечении мира и стабильности на Востоке Украины», в котором говорилось о желательности ввода миротворцев ООН. Но в его поддержку проголосовали только 22 депутата.
Меж тем президент Украины Петр Порошенко высказался по поводу ввода миротворцев на конференции в Мюнхене вполне однозначно: «Для организации присутствия миротворческих сил надо принять решение на уровне Совбеза ООН, это потребует как минимум полгода. Можете себе представить – полгода! К этому времени украинский народ уже будет уничтожен агрессором. Нам нужна не миротворческая операция, а прекращение огня и полный вывод иностранных войск. Для этого надо закрыть границу. Тогда мир и стабильность станут вопросом пары недель и не нужны будут миротворцы».
Откуда Порошенко взял срок принятия решения в полгода – не очень понятно, но понятно, почему официальный Киев против миротворческой операции по линии ООН. Фактически, это будет признанием провала украинского государства, не способного ни победить сепаратистов, ни договориться с ними по-хорошему.
Поскольку три из пяти постоянных членов Совбеза – США, Британия и Франция – являются спонсорами (во многих смыслах) режима Порошенко, то его провал станет и их провалом. А значит, согласиться на операцию по принуждению к миру они смогут только в случае резкого ухудшения гуманитарной ситуации в Донбассе, к тому же, адекватно отраженного в западных СМИ.
Получается, что погибающие сейчас в Дебальцево люди, как и неизбежные будущие жертвы, – заложники попыток украинского руководства «сохранить лицо».
То, что согласия СБ на миротворческую операцию не удастся добиться прямо сейчас, не означает того, что этого не стоит добиваться, даже если это займет пресловутые полгода, за которые несуществующий «агрессор», разумеется, не сможет уничтожить украинский народ.
Но то, что неизбежный отказ Киева, Вашингтона, Лондона и Парижа на ввод миротворцев приведет к продолжению гибели граждан Украины по обе стороны конфликта – несомненно.