После долгих споров в Париже все-таки был согласован текст нового соглашения по климату, которое должно прийти на смену Киотскому протоколу. Судя по тому, что задержка относительно запланированных сроков составила лишь один день, о климатических вопросах государства планеты способны договариваться лучше, чем об экономических и политических. Впрочем, и экономики, и политики в этом соглашении тоже достаточно – и ключевые участники соглашения рассчитывают обратить его в свою пользу.
В Киотском протоколе не участвовал Китай, хотя он опередил США по количеству выбросов – 6877 тысяч тонн против американских 5195 тысяч
Как ранее сообщала газета ВЗГЛЯД, главная цель соглашения – удержание роста глобальной средней температуры в пределах 1,5–2 градусов Цельсия по отношению к соответствующему показателю доиндустриальной эпохи. При этом развитые страны подтвердили ранее взятое обязательство выделить 100 млрд долларов для развития низкоуглеводородных источников энергии. А после 2025 года эта сумма должна быть пересмотрена в сторону увеличения «с учетом потребностей и приоритетов развивающихся стран».
Официальное подписание соглашения в ООН запланировано на 22 апреля 2016 года. Вступит в силу оно после того, как будет ратифицировано 55 странами, на которые приходится по крайней мере 55% от общего объема глобальных выбросов парниковых газов.
До 2012 года в мире действовал Киотский протокол, принятый в 1997 году. К нему было множество претензий как у развитых, так и развивающихся стран, а США Киотский протокол так и не ратифицировали. Барак Обама уже успел заявить, что «почти каждая страна в мире подписала Парижское соглашение по климатическим изменениям – благодаря американскому лидерству». Как говорится, сам себя не похвалишь – никто не похвалит.
Впрочем, это тот редкий случай, когда заявление Обамы не только призвано ублажить американского избирателя, но и отчасти отображает реальное положение дел. Действительно, большинству стран мира не было бы смысла подписывать соглашение, если бы один из крупнейших виновников выбросов углекислого газа не подписал бы его. Более того, американским представителям на переговорах удалось так сформулировать документ, что, в отличие от Киотского протокола, он вообще не требует ратификации в Конгрессе. Как передает ТАСС, в ходе заключительных переговоров американская делегация настояла на том, чтобы в историческом документе в разделе о показателях по сокращению выбросов в атмосферу слово «должны» (shall) было заменено на «следовало бы» (should). Если бы в тексте было заложено обязательное требование, то Белому дому пришлось бы отправлять соглашение на ратификацию.
Республиканцы традиционно критически прокомментировали документ. В частности, глава сенатского комитета по вопросам окружающей среды и общественных работ республиканец Джеймс Инхоф заявил, что у законодателей остается «много вопросов» насчет экологической политики Обамы. Оппозиция, в частности, опасается, что сокращение выбросов приведет к уменьшению числа рабочих мест в промышленном секторе. И подчеркивает, что руководство Сената «ранее четко заявило о том, что Соединенные Штаты юридически не обязаны выполнять ни один договор, в котором речь идет о сокращении выбросов или о финансовых обязательствах, без одобрения Конгресса».
Таким образом, в случае вполне вероятной победы республиканцев на президентских выборах в следующем году исполнение американцами Парижского соглашения гипотетически может быть приостановлено. Впрочем, это сильно зависит от персоны победителя, поэтому прогнозировать подобный итог с высокой долей вероятности нельзя. Тем более невозможно представить, кто будет американским президентом в 2025 году, когда нужно будет принимать решение об увеличении финансирования низкоуглеводородных источников энергии.
Кстати, в Киотском протоколе не участвовал Китай, притом что он опередил США по количеству выбросов – 6877 тысяч тонн против американских 5195 тысяч тонн. Парижское соглашение Китай все-таки подписал, а глава Поднебесой Си Цзиньпин заявил, что «это хорошее событие, которое осчастливит все народы». Он также заверил, что китайская сторона готова совместно с США и другими заинтересованными сторонами «гарантировать исполнение соглашения по климату, а также расширять двустороннее сотрудничество в связи с климатическими изменениями».
Европейские политики, а также папа римский Франциск и генсек ООН Пан Ги Мун также одобрили документ, назвав его «историческим» и «триумфальным». Понтифик напомнил, что 13 декабря в Найроби началась министерская конференция Всемирной торговой организации. «Я ожидаю от всех стран-участниц, что их решения будут учитывать нужды бедных и самых уязвимых слоев населения и чаяния наименее развитых стран во имя общего блага человечества», – заявил он.
Россия не стала исключением и положительно оценила подписание соглашения. Нашей делегации удалось добиться включения в текст документа статьи, говорящей о вкладе лесов в сокращение количества диоксида углерода в атмосфере. Ранее Владимир Путин, выступая на 70-й сессии Генеральной ассамблеи ООН, пообещал, что РФ в рамках национального вклада в борьбу против глобального потепления к 2030 году планирует ограничить выбросы парниковых газов до 70–75% от уровня 1990 года.
Таким образом, из явно недовольных новым климатическим договором можно назвать только американских республиканцев и ряд оппозиционеров в других странах, например, обязательство Австралии снизить выбросы также раскритиковала оппозиция, которая опасается, что ограничения плохо скажутся на экономике. Премьер-министр Норвегии Эрна Сульберг тоже отметила, что, несмотря на обязательства снизить выбросы парниковых газов на 40%, это не значит, что королевство намерено прекратить добычу углеводородов. «Мы будем продолжать добычу нефти и газа, однако также сосредоточимся на том, чтобы в будущем новые рабочие места создавались в других отраслях», – заявила журналистам глава правительства.
Пожалуй, согласование Парижского договора является историческим не столько в том смысле, что оно позволит минимизировать изменение климата, – многие ученые полагают, что влияние человечества и техногенных выбросов СО2 в этом вопросе чрезмерно преувеличено. Куда важнее то, что 195 стран мира сумели пойти на компромисс и предварительно договориться о важном для всех документе.
К сожалению, подобных прорывов пока что сложно ожидать в вопросах борьбы с терроризмом или с бедностью. Но пример Парижского соглашения свидетельствует о том, что люди все-таки умеют договариваться о том, что касается всех. И это, безусловно, позитивный сигнал для всего мира.