Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в понедельник перечислил темы, которые могут обсуждаться на возможных переговорах Владимира Путина и Петра Порошенко в Минске.
Но это может быть не предмет диалога Путин – Порошенко, а диалога Путин – Обама
По словам Пескова, главы государств могут обсудить проблему всеукраинского кризиса, гуманитарную помощь пострадавшим районам, ситуацию с беженцами: «Лидеры могут обсудить двусторонние отношения РФ и Украины, в том числе в свете подписания Киевом соглашения об ассоциации с ЕС. В этом вопросе, безусловно, есть энергетический срез очень крупный», – сказал Песков.
Только без ультиматумов
Министр иностранных дел России Сергей Лавров в свою очередь предупредил, что Москва готова к любым формам взаимодействия ради возобновления переговоров вокруг ситуации на Юго-Востоке. Глава МИДа выразил надежду, что в Минске не будут звучать ультиматумы, а западные партнеры будут не давить на Москву, зато будут готовы воздействовать на украинскую сторону.
Из Киева тоже в последние дни звучали миролюбивые ноты. Во время подготовки к минской встрече глава администрации президента Украины Валерий Чалый говорил о некой «дорожной карте», которая может вывести к завершению войны, а сам Петр Порошенко лаконично посулил, что едет в Минск «говорить о мире».
При этом аналитики заметили, что Порошенко на параде в Киеве в воскресенье произнес отнюдь не милитаристскую, а очень спокойную речь, вообще не упомянув ни Россию в целом, ни даже Крым в частности. Вероятнее всего, на него повлияла канцлер Германии Ангела Меркель, которая приезжала в Киев в субботу. Сама Меркель предостерегла от завышенных ожиданий от минской встречи. «Конечно, в Минске прорыва ожидать не стоит», – признала канцлер.
Генеральный секретарь ОБСЕ Ламберт Заньер выразил надежду, что Путин и Порошенко обсудят в том числе и судьбу второй колонны с гуманитарной помощью и придут к соглашению, и напомнил, что на Востоке Украины продолжается «гуманитарная катастрофа».
Не договорятся ни до чего
Эксперты продолжают делиться прогнозами о том, по каким пунктам два президента смогут сблизить свои позиции, причем так, чтобы об этом можно было объявить во всеуслышание.
Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов признался газете ВЗГЛЯД, что вообще не видит формулы урегулирования конфликта вокруг статуса Юго-Востока. «Когда ситуация выглядит разумной с точки зрения Европы, она неприемлема с точки зрения России. Для Киева это слишком много, для Донбасса слишком мало», – считает Ремизов.
По мнению политолога, наверное, можно говорить о реализации боснийского сценария, когда враждующие группы населения чисто формально объединяются в рамках номинального государства. Все это происходит под жестким международным контролем, под принуждением лидеров международного сообщества.
«Но это может быть не предмет диалога Путин – Порошенко, а диалога Путин – Обама. Решения такого рода, потребовало отказа от суверенитета Украины именно со стороны основных международных игроков и готовность обустроить Украину помимо решения российского руководства. Естественно, что такой готовности нет у западных партнеров. Поэтому в плане политического урегулирования я не очень понимаю, что можно ожидать от этой встречи», – признался Ремизов.
Договорятся только о перемирии
Запад, похоже, действительно не готов не только на боснийский сценарий (конфедерация), а даже на простую федерализацию. Ангела Меркель заявила, что «понятие «федерализация» в Германии и на Украине понимается по-разному». По словам канцлера, «федерализация может навредить независимости Украины», и на деле Петр Порошенко стремится к «децентрализации».
Как заметил по этому поводу вице-спикер Госдумы, эсер Николай Левичев, западные лидеры, когда им выгодно, громко кричат об универсальности западных ценностей и идеологии защиты прав человека. «В речах об Украине тон западных политиков иной: «принципы», которые с таким воодушевлением отстаиваются в других случаях, вмиг становятся аморфными, податливыми, а федерализация вдруг подменяется децентрализацией», – считает Левичев. По мнению депутата, фразу Меркель можно понять так, что, по ее мнению, украинцы еще не доросли до того, что прекрасно функционирует в самой Германии.
Киевский аналитик Дмитрий Джангиров надеется, что 26 августа станет началом замирения на Востоке Украины, однако обращает внимание на то, что в последние дни бои идут даже с большим ожесточением. Как писала газета ВЗГЛЯД, в воскресенье силы самопровозглашенной ДНР перешли в контрнаступление.
«Обе стороны пытаются к моменту переговоров получить какие-то тактические, стратегические выгоды на линии фронта, – сказал Джангиров агентству «Росбалт». – Тут есть логика – перед самыми мирными переговорами захватить как можно больше территорий, окружить какие-то группировки противника. Это два параллельных процесса. Договоренность о прекращении огня и перемирии будет. Вопрос только в том, как она будет соблюдаться».
«У меня нет совершенно никакой уверенности, что стороны смогут договориться. Но мне кажется, что для любого политического соглашения первым шагом должно быть решение о прекращении огня», – сказал по этому поводу газете ВЗГЛЯД директор украинского Центра политического маркетинга Василий Стоякин.
Договорятся по «трубе»
Все же многие политологи сходятся в том, что с пустыми руками президенты из Минска не уедут. Другой украинский эксперт, директор киевского Института глобальных стратегий Вадим Карасев, уверен, что на встрече в Минске «что-то сдвинется».
«В конце концов, Путину и Порошенко надо как-то выходить из этой ситуации, решать вопросы с газом, с транзитом, с торговлей. От происходящего страдает не только экономика Украины, но и России, и Европы, – пояснил Карасев газете «МК». – Под угрозу поставлена ни много ни мало экономическая глобализация, которая за 20 лет принесла много дивидендов всему миру».
Ремизов, настроенный мрачно относительно политических споров, тоже не исключает какую-то торгово-экономическую сделку.
«Прежде всего – то, что касается энергетики. Здесь какая-то формула компромисса, может быть, возможна и необходима. Потому что это вопрос энергобезопасности и одновременно больших финансовых интересов России. При желании на этой площадке и можно договориться», – считает Ремизов.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, украинский премьер Арсений Яценюк наконец-то признался в конце прошлой недели, что Украине не обойтись без российского сырья, и в ближайшее время Киеву придется закупить не менее 5 млрд кубометров газа.
«Хотя на предстоящей встрече вряд ли будет достигнут компромисс по цене, однако существуют все предпосылки к тому, что стороны наметят встречное движение по газовому вопросу», – осторожно предрекает Ремизов.
Косвенно такой сценарий развития подтверждал и Сергей Лавров. «Состоялись на днях консультации по экономическим проблемам между российскими и украинскими специалистами. Их промежуточные результаты будут доложены завтра в Минске, и надеюсь, что они помогут завязать деловой, деидеологизированный разговор, который будет учитывать законные, легитимные интересы всех участников этого процесса», – надеется глава российского МИДа.