Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в пятницу призвал не использовать пробелы в законодательстве для гонений на СМИ или соцсети.
Отдельным чиновникам, отвечающим за развитие отрасли, надо иногда включать мозги. И не давать интервью, объявляющие о закрытии соцсетей
«Использовать пробелы в законодательстве и двойное прочтение тех или иных моментов для гонений на СМИ или социальные сети недопустимо. В этом процессе как контролирующие органы должны проявлять максимум ответственности, так и социальные сети должны проявлять максимум ответственности на предмет соблюдения законодательства», – заявил Песков газете «Известия».
Так в Кремле откликнулись на скандал, возникший утром в пятницу, когда заместитель главы Роскомнадзора Максим Ксензов посетовал в интервью газете «Известия», что компания «Твиттер» крайне неохотно отзывается на требования ведомства, связанные с поддельными аккаунтами, с клеветой, – «они очень долго реагируют на эти запросы».
«Один из немногих аккаунтов, удаления которого нам удалось добиться, публиковал чудовищные вещи. Он велся на русском языке, там размещалась информация о Сирии с фотографиями казненных людей, с призывами к свержению действующего политического режима и уничтожению капитализма как системы», – привел пример Ксензов.
По мнению чиновника, «Твиттер» использует пользователей как инструмент продвижения своих корпоративных интересов и интересов того государства, в юрисдикции которого он существует. «Последовательно отказываясь выполнять наши требования, они специально создают условия, в которых блокировка этого ресурса на территории нашей страны становится практически неизбежной», – сказал чиновник. «Мы направляем им требования, связанные с поддельными аккаунтам, с клеветой, и они очень долго реагируют на эти запросы», – отметил Ксензов.
«Твиттер» действительно может быть заблокирован в России за невыполнение требований законодательства, заявил позднее и пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский.
Советник председателя Совета Федерации Руслан Гаттаров также заявил, что «Твиттер» продолжает нарушать российские законы и не реагирует на требования властей.
Поддержали Роскомнадзор и в Госдуме. Как напомнил первый зампред комитета Госдумы по информполитике, информационным технологиям и связи Вадим Деньгин (ЛДПР), все социальные сети не представлены в РФ как юрлицо и просто в качестве представителя, поэтому добиться от них удаления экстремистского контента невозможно. Деньгин заявил, что если не будет договоренностей, то Россия действительно может заблокировать «Твиттер» через хостинг-провайдера.
Однако премьер Дмитрий Медведев, сам активный блогер, резко осудил угрозы Роскомнадзора. «Как активный пользователь социальных сетей считаю, что российское законодательство обязаны соблюдать все – и сами сети, и пользователи. Но отдельным чиновникам, отвечающим за развитие отрасли, надо иногда включать мозги. И не давать интервью, объявляющие о закрытии соцсетей», – заявил премьер, используя свой собственный аккаунт в «Твиттере». Напомним, у премьера есть странички также в «ВКонтакте», Facebook* и Instagram*. Также примечательно, что и сам Ксензов пользуется «Твиттером».
«Неудачно подобрал слова»
Получив в такой форме выговор от главы правительства, Ксензов попытался оправдаться. «Мои слова о возможной блокировке – это сигнал зарубежным интернет-площадкам, чтобы они налаживали отношения с регулятором рынка, на котором работают. Никто не собирается блокировать ни Twitter, ни Facebook, ни Google», – цитирует Ксензова ИТАР-ТАСС.
«Но по российскому законодательству мы обязаны блокировать ресурсы, распространяющие экстремистские материалы. И не всегда это можно сделать путем внесения в реестр запрещенной информации конкретной страницы на сайте. В частности, в мобильном приложении Twitter нельзя заблокировать страницы – в результате может быть отключен весь ресурс по IP-адресу», – добавил Ксензов. По его словам, «крайние меры маловероятны».
Как заявил газете ВЗГЛЯД директор Российской ассоциации электронных коммуникаций, член рабочей группы при Минкомсвязи Сергей Плуготаренко, Ксензов не имел в виду закрытие «Твиттера», он просто неудачно подобрал слова. «Естественно, речь не идет о том, чтобы в России началась полная блокировка социальных западных медиа. Речь просто идет о том, что с ней, может быть, сложнее взаимодействовать».
Плуготаренко напоминает о том, что Ксензов в интервью довольно пространно рассуждает о взаимодействии своего ведомства с Google и Facebook и, конечно, с Twitter, упоминая и плюсы, и минусы. «Действительно, создана система, которая позволяет нашему государству выключить любой ресурс – по большей части российских интернет-пользователей, это правда», – признал Плуготаренко.
Но вывод, который был сделан в конце интервью, эксперту кажется нелогичным. «Вряд ли будут какие-то предпосылки для того, чтобы кто-то хотел что-то отключить, – предположил Плуготаренко. – Сейчас, когда появился комментарий с опровержением Максима Ксензова, можно убедиться, что это было лишь недоразумение. Зная позицию и Роскомнадзора, и личную позицию Максима Юрьевича, и зная их взаимодействие с социальными медиа западными, я вижу, что это нелепая ошибка в высказывании». Эксперт добавил, что Медведев своим комментарием уже расставил все точки над i.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ