В минувший четверг в Одессе не выпустили из самолета специального представителя президента Приднестровья по вопросам взаимодействия с органами государственной власти России Олега Сегала. Этот случай лишний раз подтвердил многочисленные сообщения о препятствиях, которые чинят украинские пограничники российским гражданам призывного возраста, желающим попасть из Приднестровья в Одесскую область.
На мой взгляд, ситуация должна найти разрешение именно в 2014 году
Инцидент стал предметом обсуждения на самом высоком уровне. В ночь на субботу Владимир Путин в телефонном разговоре с Бараком Обамой обратил внимание президента США на «фактическую внешнюю блокаду» Приднестровья. По словам Путина, это «приводит к существенному осложнению условий жизни жителей региона, препятствует их передвижению, нормальной торговой и экономической деятельности». Президент непризнанной Приднестровской Молдавской Республики Евгений Шевчук в беседе с газетой ВЗГЛЯД рассказал о планируемых ответных действиях по отношению к Украине, а также сделал прогноз развития ситуации вокруг региона.
ВЗГЛЯД: Можно ли сказать, что ПМР в настоящее время находится в блокаде со стороны Украины?
Евгений Шевчук: Приднестровье находится в перманентных блокадах практически все время своего существования. Однако блокада значительно усилилась в 2006 году, когда фактически был блокирован экспорт приднестровских товаров, банковская система, возможность осуществлять своими транспортными компаниями грузовые и пассажирские перевозки. Блокирован речной, воздушный транспорт. Сегодня ситуация усугубилась тем, что ограничительные меры распространяются уже на свободу передвижения граждан. В частности, это касается российских граждан, мужчин призывного возраста. Эти ограничения для нас являются болезненными, потому что в Приднестровье проживает около 200 тысяч российских граждан.
ВЗГЛЯД: Какие действия планируется предпринять в связи с отказом властей Украины пропустить через свою территорию спецпредставителя президента ПМР Олега Сегала и ряд других граждан РФ, проживающих в ПМР?
Е.Ш.: Мы внимательно наблюдаем за ситуацией. Инициировали проведение консультаций с Украиной для того, чтобы обменяться мнениями о причинах таких действий, которые сложно назвать добрососедскими. К сожалению, мы так и не можем получить вразумительного ответа о причинах данных действий. Свобода перемещения является фундаментальным правом, поэтому мы не рассматриваем и не будем рассматривать введение для представителей Украины ограничений симметричного характера. Мы считаем, что любые проблемы с соседями нужно решать за столом переговоров. Надеюсь, что после определенного периода придет понимание того, что граждане Украины, России, Молдовы должны перемещаться через границы беспрепятственно. Безусловно, за исключением преступников, ограничения для которых установлены законами.
ВЗГЛЯД: Как скажется воссоединение России с Крымом на российско-приднестровских отношениях?
Е.Ш.: У российско-приднестровских отношений есть позитивная динамика развития. В прошлом году было заключено соглашение между специальным представителем президента РФ по Приднестровью, вице-премьером правительства РФ Дмитрием Олеговичем Рогозиным и президентом Приднестровья о расширении социально-экономического взаимодействия. В рамках этого соглашения российская сторона планирует оказать содействие в создании условий для улучшения жизни граждан России, проживающих в Приднестровье, и соотечественников.
Что касается Крыма. Мы, приднестровцы, всецело поддерживаем позицию руководства Российской Федерации в том, что каждое государство обязано защищать своих граждан, где бы они ни находились. Это делают все цивилизованные страны. Это делает и Российская Федерация. На наш взгляд, иначе быть не может.
ВЗГЛЯД: Какие прогнозы развития ситуации вокруг Приднестровья вы можете дать?
Е.Ш.: Мы видим, как развиваются события. Сегодня очевидно, что Молдова собирается делегировать Европейскому союзу значительные полномочия в области экономики. В таком же направлении динамично продвигается и Украина. Молдова также расширяет военное сотрудничество с Румынией, при этом не имея межгосударственного договора о границах с ней. По нашему мнению, Молдова фактически делегирует свои военные полномочия через Румынию соответствующему блоку государств. На наш взгляд, внешние условия и те риски, которые возникают в связи с принятием нашими соседями таких решений, предопределяют необходимость рассмотрения социально-экономических и политических аспектов.
Я считаю, что нельзя устраивать резервацию в центре Европы из-за того, что у приднестровцев есть свои предпочтения, убеждения. Волю народа, мнение граждан, проживающих здесь, должны уважать. Считаю, что и для Молдовы, и для Приднестровья одним из лучших вариантов урегулирования является формула цивилизованного «развода», которую я неоднократно озвучивал. Такие примеры есть – Чехия и Словакия. Мы должны воспринимать реальность ситуации, не мешать друг другу, развивать свою экономику, заниматься формированием условий для развития человеческого потенциала внутри государства. Ситуация, когда посредством ограничений, в том числе подавления экономического потенциала Приднестровья, пытаются создать условия для получения дополнительных политических уступок, алогична. На мой взгляд, она должна найти разрешение именно в 2014 году.