Глава следственного департамента МВД Юрий Алексеев освобожден от должности указом президента в связи с претензиями к организации работы следствия – такую версию в комментарии «Интерфаксу» высказал анонимный «источник, знакомый с ситуацией». Источник напомнил, что «ответственность за работу подчиненных в Министерстве внутренних дел никто не отменял».
При Алексееве качество следствия в МВД заметно упало
Алексеев пробыл на этом посту чуть более двух лет – он был назначен начальником Следственного департамента МВД, заместителем министра внутренних дел 16 июня 2012 года с присвоением специального звания генерал-майора юстиции. Бывший главный следователь МВД пришел в систему милиции (полиции) сравнительно поздно: свою карьеру в силовых структурах Алексеев начал в 1988 году в прокуратуре. С 2000 года он работал в главном следственном управлении Генпрокуратуры, а в 2001 году перешел на работу в милицию. С 2004 по 2011 год – в должности заместителя начальника Следственного комитета МВД – предшественника нынешнего следственного департамента. В июле 2011 года Алексеев ненадолго вернулся на службу в Генпрокуратуру в качестве начальника одного из управлений.
«Вся работа следователей уходит в бумаготворчество»
«При Алексееве качество следствия в МВД заметно упало, – заявил газете ВЗГЛЯД бывший старший следователь Следственного комитета МВД, а ныне адвокат Владимир Жеребенков. – Много дел стало возвращаться назад, все чаще суды стали выносить не обвинительные, а компромиссные заключения, например, условное наказание».
По утверждению Жеребенкова, «также возбуждались уголовные дела непонятно по каким причинам, так сказать, по указанию руководителей, и так же внезапно по указанию свыше они прекращались». Следователи уже давно перестали действовать самостоятельно, они полностью зависят от тех, кто стоит выше, и подчинены почти всем, заявляет эксперт. «Как он может проводить расследование, если над ним стоят даже оперативники! – возмущается Жеребенков. – Ведь очень часто инициатива в возбуждении дела идет от оперативных сотрудников. Вспомнить, например, дело замдиректора управления Сбербанка Вячеслава Похлебина – по сути, следствие срослось с оперативными службами. Происходит вакханалия – произвол оперативных сотрудников и следствия», – пояснил эксперт.
Кроме того, Алексеев раньше не занимался следственной работой и плохо ее знает, добавил собеседник. «В результате вся работа следствия ушла в бумаготворчество, отчеты, справки, так что и следствием уже заниматься некогда. Стало настолько нелепо, что идет огромный отток кадров. Люди больше не хотят здесь работать», – заявил Жеребенков.
Он уверен, что если придет грамотный квалифицированный сотрудник, который знает, как работает следствие, если им не будут мешать никакими реформами, система восстановится. «Сейчас ее нет, потому что у нас торжествует клановость: приходят на должности друзья, родственники, которые приводят других родственников, друзей, и никто этой работы не знает», – рассказал эксперт.
Жеребенков не согласился, что отставка Алексеева связана с планами слить следственный департамент МВД со Следственным комитетом России. «Если бы это слияние произошло, создалась бы такая громоздкая и неуправляемая структура, из-за которой следствие бы просто развалилось. Кроме того, у ведомств разная специфика расследований», – подчеркнул эксперт.
«Замыливается взгляд»
Скорее всего, причиной освобождения от должности стала ротация кадров, которая часто практикуется в нашей стране, и в ближайшее время Алексеев будет назначен на другую равнозначную должность, полагает бывший старший следователь СК МВД, адвокат, член Национального антикоррупционного комитета Павел Зайцев.
Каких-либо скандалов, связанных с деятельностью самого Алексеева, с заявлениями о грубых нарушениях следственного департамента МВД при расследовании уголовных дел, не было, подчеркнул эксперт в беседе с газетой ВЗГЛЯД. «Если и были какие-то претензии к работе, то вряд ли они касались расследования конкретных уголовных дел, – отмечает Зайцев. – Возможно, что-то не устраивало в методической работе или работе с регионами: например, не такие показатели по регионам или много дел поступило для дополнительного расследования, или же нехватка кадров, поскольку следователем сейчас может быть только человек, имеющий высшее образование».
Говоря собственно об отставке Алексеева, Зайцев отметил, что, по его мнению, «человек не должен засиживаться на одном месте, как правило, более пяти лет».
«Замыливается взгляд, он начинает думать, что работа налажена, и плывет по течению, а когда устраиваешься на новое место, пытаешься внедрить что-то свое, достичь высот на новом месте и зарекомендовать себя как грамотный профессионал или руководитель», – отметил бывший сотрудник МВД. Зайцев призвал вспомнить, когда на место генерального прокурора Владимира Устинова назначили Юрия Чайку, который до этого был министром юстиции, через пару недель министром юстиции стал Устинов.
По мнению генерал-лейтенанта милиции в отставке, депутата Госдумы 3-го, 4-го и 5-го созывов Александра Гурова, если и имели место претензии к организации работы следствия, то, прежде всего, они могли быть связаны с делами, которые так и не доходили до судов. Скорее всего, к ним добавились какие-то нарушения, которые существуют в следственном департаменте, равно как в любом другом: дисциплинарные, уголовные проявления, коррупция. «Здесь уже целый комплекс факторов, за одно какое-то деяние такие меры бы не последовали», – отмечает Гуров в беседе с газетой ВЗГЛЯД. Конечно, эти нарушения всегда имели место, не только при Алексееве, подчеркивает бывший сотрудник МВД. «Значит, где-то человек не соответствует требованиям того периода, в котором работает, – заметил собеседник газеты ВЗГЛЯД. – Но на ком-то они должны заканчиваться».
Собственно, причины ухода Алексеева могут быть разными, вплоть до собственной просьбы начальника следственного департамента, предположил Гуров. «Я не могу сказать, что сотрудники следствия МВД не справляются с делами, тогда так же можно говорить и о СКР или других правоохранительных органах, однако все они работают в пределах нормы, – подчеркнул наш собеседник. – Возможно, и допускаются какие-то нарушения, беда ведь в том, что следователей с высшим образованием не так уж много».
По мнению Гурова, сейчас качество работы правоохранительных органов возрастает, но одновременно повышается самосознание граждан и их требовательность по отношению к правоохранителям. В подтверждение своих слов он напомнил о недавних заявлениях прокурорских работников о том, что в надзорное ведомство стали обращаться гораздо чаще. «Они считают, что это связано с возрастающим доверием, но мне кажется, главный фактор здесь: либо стало больше беззакония, либо беззакония столько же, но народ уже не может это терпеть, – отмечает Гуров. – Мы просыпаемся от спячки, так что год от года реакция граждан будет иная, более требовательная, и в этой связи повышается требовательность к правоохранительным органам, в том числе и со стороны президента, Госдумы и т.д.».