Политика

29 декабря 2014, 18:10

Полеты российской авиации "убивают" ресурс натовских перехватчиков

Фото: кадр из видео

Военная авиация НАТО ведет себя у российских границ гораздо наглее, чем еще несколько лет назад. Упреки НАТО в адрес российской боевой авиации служат по сути только прикрытием собственной разведывательной и тренировочной активности в воздухе. Впрочем, полеты российских летчиков беспокоят НАТО не только с военной, но и с экономической точки зрения.

Жалобы НАТО на существенное усиление активности российской боевой авиации – и якобы вызываемые этим угрозы для полетов гражданских лайнеров – стоит сравнить с реальной активностью натовской авиации у российских границ.

Дембельские альбомы срочников, служивших в ВВС, обязательно украшали фотки натовских истребителей, выпрошенные у сделавших их летчиков

Согласно неоднократным заявлениям Министерства обороны, авиация НАТО в 2014 году удвоила число полетов у границ России. К примеру, увеличилось количество разведывательных полетов над акваториями Баренцева и Балтийского морей – с 258 самолето-вылетов в прошлом году до 480 в этом. Ранее в этом месяце соответствующее заявление сделал главнокомандующий. «С 2014 года значительно возросла интенсивность полетов разведывательной авиации США и стран НАТО над территорией прибалтийских стран, акваториями Балтийского и Баренцева морей, количество которых составляет до 8–12 вылетов в неделю», – цитируют информагентства слова главкома ВВС России генерал-полковника Виктора Бондарева.

По данным Минобороны, основная масса самолето-вылетов приходится на стратегические разведчики Boeing RC-135, совершившие за 2014 год более 140 полетов к нашим границам по сравнению с 22 в 2013 году. Кроме того, к разведывательным операциям привлекаются самолеты Gulfstream IV и Saab 340 Argus 7-го авиакрыла ВВС Швеции, Lockheed P-3C UPD+ Orion из 601 эскадрильи ВВС Португалии (с авиабазы Зокняй в Литве), Bombardier CL-604 Challenger из 721 эскадрильи датских ВВС, а также «Орионы» с авиабаз ФРГ. Все эти самолеты, оснащенные новейшими средствами сбора и обработки информации, при пролете вдоль наших границ способны вести инструментальную разведку на 500 км вглубь российской территории.

Добавим к этому увеличение контингента истребителей в рамках так называемой Воздушной полиции Балтии. Под этим названием действует группировка истребителей стран НАТО, призванная защищать воздушное пространство прибалтийских государств, не способных потянуть собственные ВВС. С 2004 года периодически сменяемые группы натовских истребителей дежурят на базе, развернутой в северной части гражданского международного аэропорта Шауляй, периодически осуществляя облеты охраняемой территории. С мая 2014 года к программе подключены еще две авиабазы: польская Мальброк, где вместе с польскими МиГ-29 базируются французские «Миражи», а также эстонская Эмари (в советское время – аэродром Сууркюль), где размещены четыре истребителя Eurofighter Typhoon Бундеслюфтваффе.

Таким образом, группировка из четырехсамолетного состава выросла до 12 единиц, не считая шести американских истребителей F-15C Eagle, переброшенных в Шауляй с авиабазы в Лэйкхерст в первых числах июня.

Как заявил начальник Национального центра управления обороной России генерал-лейтенант Михаил Мизинцев, в ответ на полеты НАТО самолеты российских ВВС в 2014 году провели более 300 полетов вблизи государственных границ различных стран – почти на сто больше, чем в прошлом году. Генерал подчеркнул, что в 2014 году авиация НАТО 140 раз поднималась в небо, чтобы сопровождать российские самолеты, однако число полетов тактической военной авиации НАТО у границ России и Белоруссии выросло в два раза и достигло трех тысяч.

#{weapon}Собственно, никто в России не ставит под сомнение право прибалтийских стран на защиту своего воздушного пространства путем привлечения авиации союзников по блоку. Дело в малых размерах самих стран: совершая облеты, истребители неизбежно совершают маневры в сторону и вдоль границ РФ, что держит наши силы ПВО на данном направлении в постоянном напряжении. Но даже эти полеты не сравнятся с тем, что творилось в Европе в годы межблокового противостояния.

Тогда, по словам бывшего главкома ВВС Петра Дейнекина, только стратегическая авиация СССР совершала от 120 до 180 вылетов в год на патрулирование в дальних зонах Атлантического и Ледовитого океанов, не говоря уже об активности тактических авиационных сил, количество самолето-вылетов которых близ границ НАТО исчислялось тысячами.

Да, порой случались инциденты со взаимными нарушениями воздушного пространства. Да, даже дембельские альбомы срочников, служивших в ВВС, обязательно украшали фотки натовских истребителей, выпрошенные у сделавших их летчиков. Однако при этом никто не вещал о «выборе провокационных маршрутов» над нейтральными водами, имитации «звездных налетов» (когда бомбардировщики заходят на цель одновременно с разных направлений) на Стокгольм, никто не смел возмущаться тем, что наш самолет не пожелал уступить дорогу норвежскому F-16, не поднимал истерик, обнаружив советский истребитель в 70 километрах от гражданского борта. Все понимали: идет нормальная военная деятельность великой страны, СССР в своем праве, международные договоры пока не нарушаются.

Но с 1992 года, когда полеты российской стратегической авиации были сведены до эпизодических вылетов, а тактической – к минимуму из-за нехватки горючего, Запад привык чувствовать себя в безопасности. Да в такой, что не только угроза применения силы, но и простая ее демонстрация (просто по факту: самолеты должны летать, раз уж они есть, а летчики – учиться летать) вызывает теперь нервную икоту.

Сильнее всего икается не только вечно трясущимся от страха перед «российской угрозой» прибалтийским государствам, но также Швеции. Уверовав в то, что холодная война позади и военная мощь России подорвана навсегда, они круто обошлись со своими ВВС, некогда весьма мощными и современными. Для начала сократили шесть авиакрыльев, летавших на старых, но вполне поддающихся модернизации истребителях JAS-37 Viggen, закрыв при этом авиабазы, где они размещались. Затем урезали военный бюджет так, что из пяти авиакрыльев, планировавшихся к перевооружению на новейшие SAAB JAS-39 Grippen, оснастили этими самолетами только два (F17 и F21), а третье на этой матчасти (F7) перевели в разряд учебных. И когда 29 октября группа из восьми российских самолетов (по западным источникам, двух МиГ-31, двух Су-34, двух Су-30 и двух Су-24М) совершила перелет в Калининград, на ее перехват и сопровождение шведы смогли поднять только четыре самолета, сообщает ежемесячник Air Intrenational. Зачем нужен был весь этот цирк с перехватом, остается загадкой, поскольку, по сведениям того же журнала, все российские самолеты шли со включенными транспондерами.

Кстати, о тех самых транспондерах-ответчиках, на молчание которых на российских военных самолетах так жалуются натовские чиновники. По правилам ICAO, их включение обязательно только в том случае, если военный самолет следует в установленном международном воздушном коридоре, проще говоря – по «дороге», которой пользуются гражданские воздушные суда. В противном случае это необязательно. И это понятно: от танка в чистом поле соблюдения ПДД тоже не требуют. Однако на российские самолеты, совершающие полеты с иностранных авиабаз или полеты в гражданских коридорах, наносятся даже знаки Госавиареестра (вида RF-xxxx) в дополнение к тактическим бортовым номерам и знакам госопознавания. Такого от нас никто не требовал, это было сделано исключительно по доброй воле российского командования ради избежания недоразумений.

Активизация российских ВВС вызывает зуд в известном месте не только у европейских военных, но и у американцев. В последнем номере издания AirForce Monthly размещена большая статья, посвященная военной активности России в арктическом регионе. Между прочим, издание отмечает, что за 2014 год истребители F-22A Raptor из базирующейся на Аляске 90-й истребительной эскадрильи ВВС США совершили более 100 перехватов наших самолетов по сравнению с 30 в 2013 году.

Еще один фактор, заставляющий Запад волноваться, – фактор экономический. Дело в том, что ресурсы самолетов Дальней авиации и натовских перехватчиков несоизмеримы. Наши Ту-95 и Ту-160 (даже те, которым сейчас по 20 лет) будут летать еще два десятилетия, а возможно, и дольше. Большие самолеты стареют медленно, пример – американские B-52: некоторые из тех, что состоят сейчас на службе, участвовали еще в бомбардировках Ханоя. Между тем срок службы большинства американских F-15 уже перевалил за 20 лет, и ресурс их планеров близок к нулю. F-22 больше не производятся из-за дороговизны, а F-35 пока слишком мало. В Европе ситуация получше, «Тайфун», «Рафаль» и «Гриппен» – самолеты сравнительно новые, но гонки за российскими «Медведями» (так по коду НАТО обозначается Ту-95) добьют их не хуже, чем афганские пыльные бури. Некоторые западные эксперты уже скучают по неубиваемым «Фантомам» F-4, служившим по полвека, и призывают сохранить на вооружении перехватчики «Торнадо» – простые и очень прочные.

Несладко приходится теперь и нашим дальневосточным соседям. Начиная с 2013 года в японских СМИ не раз появлялась информация об облетах воздушного пространства страны российскими самолетами. Правда, японцы сами отмечают, что нарушений воздушного пространства при этом зафиксировано не было. По данным газеты Asahi Sinbun, всего с марта 2014 года японские истребители поднимались на перехват воздушных целей (без уточнения госпринадлежности) более 400 раз.

Газета, правда, скромно умалчивает о том, что кроме русских «Медведей» у границ «страны Ямато» пасутся также стада китайских «Барсуков» (Harbin H-7 Badger – так в НАТО называют построенные по лицензии в КНР средние бомбардировщики Ту-16, снятые в России с вооружения в 1991 году), да и северокорейские самолеты, бывает, залетают. Так, по данным издания Defence Review Asia, облеты южных японских островов группами китайских бомбардировщиков-ракетоносцев по шесть–восемь машин имели место 24 и 26 ноября 2014 года, но, как кажется, японскую сторону этот факт беспокоит меньше всего.

А между тем проблема ресурса авиатехники стоит в Японии еще острее, чем в США. Последний истребитель F-15J покинул сборочный конвейер «Мицубиси» в 1997 году, тогда как самому старому из 223 самолетов этого типа скоро исполняется 34 года. Из запланированных к модернизации с восстановлением ресурса по программе «середина срока эксплуатации» 48 самолетов F-15J парламент одобрил только 26, а министерство обороны решило ограничиться всего 10 машинами, направив финансирование на другие цели. Правда, существуют еще 94 новейших истребителя Mitsubishi F-2 (от четырех до 18), но они пострадали в результате землетрясения и цунами 2011 года, да и базируются эти самолеты в основном в глубине страны.

Но, несмотря на всю свою «обеспокоенность», японская сторона вслед за западными союзниками свернула контакты с Россией по военной линии. Об этом еще 21 апреля сообщил замглавы оборонного ведомства по вопросам международного сотрудничества Анатолий Антонов.

«С учетом регулярных плановых полетов авиации ВВС России в регионе в 2013 году мы пошли навстречу пожеланиям японских коллег и согласились на запуск переговоров по разработке соглашения о предотвращении опасной военной деятельности. Такое решение было оформлено в качестве поручения военным ведомствам... Полагали, что такая договоренность будет отвечать интересам обеих стран», – заявил военный дипломат. Вместе с тем, по его словам, в середине марта в Москве из заявления МИД Японии с удивлением узнали, что Токио в одностороннем порядке приостанавливает совместную работу над соглашением. «К сожалению, в подходах наших партнеров возобладала некая «западная» солидарность, в жертву которой были принесены национальные интересы безопасности», – сказал Антонов.

Удивительный парадокс состоит в том, что во времена противостояния Варшавского Договора и блока НАТО уровень доверия между военными был, как кажется, выше. Существовала некая система правил, договоров – гласных и негласных, которые сторонами так или иначе соблюдались. На Западе привыкли к открытости и покладистости с российской стороны, в том числе и в вопросах, касающихся полетов военной авиации. Действительно, практика, когда российские военные на взаимной основе передавали западной стороне планы полетов больших группировок авиации, до недавнего времени существовала – и это всех устраивало. Теперь же РФ и НАТО больше не обмениваются информацией – и отнюдь не по вине российской стороны.

«Все достижения в формировании взаимного доверия и открытости между НАТО и Россией, которые достигались годами, к сожалению, не имеют дальнейшего развития», – констатировал Михаил Мизинцев в упомянутом заявлении. Ну что же – пусть привыкают к тому, что у России есть ВВС.

Текст: Геннадий Нечаев

Вам может быть интересно

ВС России нанесли удар возмездия по энергетической инфраструктуре ВСУ
Темы дня

2025 год заставил Запад пересмотреть ключевой тезис о силе России

Тезис о нанесении России «стратегического поражения на поле боя» в 2025 году почти вышел из употребления даже среди западных лидеров. А ведь с 2022 года он провозглашался как единственная политическая цель в отношениях между Западом и Москвой. Что и как заставило западные элиты пересмотреть свой подход?

Дерзкая операция российских штурмовиков приблизила освобождение Гуляйполя

Всего лишь трое российских бойцов, как выяснилось, смогли захватить командный пункт батальона ВСУ в Гуляйполе. Эта дерзкая операция стала еще одним эпизодом битвы за освобождение города, который является ключевым пунктом обороны ВСУ на южном участке. Как проходит эта операция и что будет после ее завершения?

Основатель запрещенного РДК уничтожен на Запорожском направлении

Российские силовики узнали, чей ноутбук нашли при взятии штаба ВСУ в Гуляйполе

Боец MMA Монсон пожаловался на ненавистный российский обычай

Новости

Депутат японского парламента Судзуки понял в Москве, в чем сила России

Во время визита в Москву, где японский парламентарий встретился с замглавы МИД России Андреем Руденко, господин Мунэо был очарован праздничной иллюминацией и торжественной атмосферой, которая была создана в центре столицы.

Киев накрыл смог из-за пожаров после взрывов

В украинской столице из-за пожаров образовался густой смог, сообщила Киевская городская государственная администрация.

Умерла последняя из знаменитых пятерняшек Дион

Последняя из знаменитых пятерняшек Дион Аннет Дион скончалась в Канаде в возрасте 91 года, пишет The New York Times (NYT).

В Петербурге пресекли деятельность восхвалявшей Зеленского секты

В Санкт-Петербурге более 70 членов псевдорелигиозной организации из разных регионов страны стали фигурантами проверки по подозрению в распространении ложной информации об армии России.

WSJ узнала, что в окружении Трампа Россию считают Эльдорадо для бизнеса

Ближайшее окружение американского президента Дональда Трампа рассматривает Россию как Эльдорадо для бизнеса, хотя и полное подводных камней. Опытные американские инвесторы говорят, что Россия останется опасной, но привлекательной деловой средой, пишет WSJ.

Украинские солдаты в Косовцево встретили штурм российских войск за чаем

Украинские солдаты были застигнуты врасплох российскими штурмовиками во время чаепития в одном из домов в поселке Косовцево Запорожской области.

Потомок Екатерины II Калагеорги назвал себя русским и решил остаться в России

Прямой потомок императрицы Екатерины II и князя Григория Потемкина Андрей Калагеорги из Санкт-Петербурга считает себя русским и не собирается возвращаться в Европу или США.

В Якутии достали из реки машину с телом ребенка

Из затонувшего в Якутии в реке Лена автомобиля, который удалось поднять на берег несмотря на мороз минус 47 по Цельсию, извлекли тело ребенка, сообщили в региональном МЧС.

Дипломат предупредил о последствиях демонтажа Латвией железной дороги в Россию

Временный поверенный в делах России в Риге Дмитрий Касаткин заявил, что демонтаж железной дороги из Латвии в Россию ударит по латвийским доходам и отразится на дефицитном бюджете республики.

Google сообщила провайдерам о вывозе старых серверов из России

Компания Google направила российским интернет-провайдерам письмо с уведомлением о выводе из эксплуатации серверов Dell R720, использовавшихся в системе Google Global Cache (GGC).

Уголовное дело подполковника Фролова (Палача) о самострелах передано в суд

Судебное разбирательство по делу командира группы спецопераций 83-й десантно-штурмовой бригады Константина Фролова (Палача) дошло до рассмотрения в Санкт-Петербургском гарнизонном военном суде.

Трамп накануне встречи с Зеленским заявил об одном важном условии

Накануне встречи с главой киевского режима Владимиром Зеленским, который представит новый мирный план из 20 пунктов, американский лидер Дональд Трамп заявил в интервью Politico заявил, что его визави ничего не получит без одобрения главы Белого дома.
Мнения

Евдокия Шереметьева: Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов