Как сообщала газета ВЗГЛЯД, накануне в эфир вышло интервью президента Владимира Путина, которое он дал телеканалам BBC, ABC News, CCTV, «Россия-1», «Первый», а также информационному агентству «Вокруг олимпийских колец» (Around the Rings). Встрече сразу же был задан «олимпийский» формат – неудивительно, что большинство вопросов так или иначе касалось предстоящего главного спортивного события года, которое стартует 6 февраля в Сочи.
Но в его политическом стиле есть либеральные элементы. Я охарактеризовал бы его как консерватора с либеральным акцентом
Однако корреспонденты то и дело выходили за рамки. Президента спрашивали о борьбе с коррупцией, о роли церкви в обществе, о положении секс-меньшинств в России (странный вопрос в олимпийском контексте, но понятный в свете того ажиотажа, который нагнетается в западной прессе после введения в России запрета на пропаганду гомосексуализма среди детей) и даже о недавнем выходе на свободу «знаковых» заключенных.
Один из участников встречи, ведущий «Би-Би-Си» Эндрю Марр попытался связать начало Олимпиады и то, что накануне Нового года в России прошло «очень много амнистий» – в частности, на свободу вышли активисты «Гринписа». «Некоторые критики говорят, что вы просто «надеваете улыбку», – заметил Марр и поинтересовался: «Это настоящие либеральные усилия в рамках российской политики или просто такой шаг для популярности?»
«Вы какой хотите от меня ответ услышать?» – в свою очередь задал вопрос президент. «Я хотел бы, чтобы вы сказали: «Я – настоящий либерал, и я придерживаюсь либеральных взглядов», – признался Марр. «Так и есть», – ответил Владимир Путин.
Далее президент пояснил британскому журналисту, что закон об амнистии был принят не в связи с Олимпиадой, а в связи с 20-летием российской Конституции. Кроме того, заметил Путин, решения об амнистии в России принимает парламент. «Так что мне можно даже «улыбку не клеить», – подчеркнул президент. – Это не моя заслуга, а заслуга депутатов Государственной думы Российской Федерации. Но я, безусловно, поддерживал это начинание и считаю, что оно является правильным. И в этой связи хотел бы отметить, что мы, наверное, являемся рекордсменами по количеству проведенных амнистий».
Выход заключенных на свободу стал не единственной «побочной» темой, которую «вбросили» интервьюеры. Корреспондент ABC News Джордж Стефанопулос задал вопрос о «законе о гей-пропаганде», «притянув его за уши» к основной теме беседы.
«Президент Обама сказал, что его закон о гей-пропаганде обидел, – заявил Стефанопулос. – И он сказал недавно, что если в России не будет атлетов – гомосексуалистов и лесбиянок, команда станет слабее. Но если они начнут протестовать, геи и лесбиянки, будут ли их преследовать по этому закону о пропаганде, если они захотят выступить с акциями протеста?»
Путин подчеркнул, что «акции протеста и пропаганда – это все-таки немножко разные вещи». «Близкие, но если мы посмотрим на это с юридической точки зрения, протест против закона – это не пропаганда самого гомосексуализма или злоупотребление детьми в сексуальной сфере. Это первое, – пояснил глава государства. – Второе. Я бы хотел попросить наших коллег – моих коллег и друзей, когда они пытаются нас критиковать, решить проблему в своем собственном доме сначала. Но я уже сказал, что это хорошо известно. В некоторых штатах США уголовная ответственность предусмотрена за гомосексуализм. Но как они могут критиковать нас за гораздо более мягкий, либеральный подход к этим проблемам, чем у них у самих дома?»
Отвечая на вопрос заместителя гендиректора канала «Россия-1» Сергея Брилева («Не стоит ли вернуться к этому самому закону, вокруг которого сыр-бор происходит, не вполне имеющий отношение, собственно, ни к его названию, ни к содержанию, и все-таки его подкорректировать?»), президент напомнил, что закон называется: «О запрете пропаганды педофилии и гомосексуализма».
«В некоторых странах, в том числе в Европе, публично обсуждается... возможность легализации педофилии. Публично, в парламентах обсуждают, – констатировал глава государства. – Пускай они делают что хотят, но у народов Российской Федерации, у русского народа есть свой культурный код, своя традиция». Мы просим с уважением относиться к нашей культуре и нашим традициям, подчеркнул Путин.
«Моя личная позиция заключается в том, что общество должно поберечь своих детей хотя бы для того, чтобы иметь возможность размножаться, и не только за счет иммигрантов, а на собственной базе», – продолжил президент. Развивая свою мысль, глава государства отметил, что в последние годы в демографической сфере России удалось добиться «того, чего у нас давно не было». «В 2002, в 2003 годах, 2004 году казалось, что нам никогда не преодолеть ту абсолютно страшную ситуацию, в которой мы оказались, с демографическим кризисом, – отметил Путин. – Казалось, что эта демографическая яма будет бездонной и мы будем продолжать в нее вкладывать бесконечно».
Перелом, по мнению президента, наступил благодаря принятию программы по поддержке демографии, по поддержке рождаемости в Российской Федерации. «Честно вам скажу, у меня у самого была большая тревога: мы направили большие ресурсы, а мне многие специалисты говорили: «Не надо, все равно это такая тенденция, она во всех европейских странах такая. И мы от этого не уйдем», – отметил Путин. – У нас в этом году впервые количество рожденных в России превысило количество ушедших из жизни. Мы добились конкретного позитивного результата».
То, что президент согласился с тем, что его можно назвать либералом, неудивительно, отмечает гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. Политолог отмечает у Владимира Путина либеральный акцент – «особенно в проведении экономической политики».
«Это общеизвестно. Неудивительно, что он об этом заявил. Кроме того, Путин – либерал в том смысле, что он готов к тому, чтобы в политической системе работали и боролись за избирателя множество политических сил. Так что в этом смысле он, безусловно, либерал», – сказал Орлов газете ВЗГЛЯД.
При этом политолог добавил, что вряд ли Путина можно считать либералом в том смысле, в каком были либералами классические деятели английского либерализма XIX века. «Но в его политическом стиле есть либеральные элементы. Я охарактеризовал бы его как консерватора с либеральным акцентом», – уверен эксперт.
Олимпийский информационный фон
Сама же Олимпиада на встрече во многом обсуждалась в привязке к теме коррупционных поползновений. Право задать вопрос предоставили редактору Around the Rings. Эд Хула заинтересовался финансовой стороной Олимпиады.
«Много денег вложено в Сочи, в российскую Олимпиаду, в подготовку Игр – 50 миллиардов долларов, по оценкам. Мы не видели пока точную цифру, не знаем ее, сколько стоит Олимпиада. Сколько же она стоит, и стоит ли это того?» – спросил журналист. Президент пояснил, что на самом деле «общая цифра подготовки к Олимпиаде известна, это 214 миллиардов рублей». Если разделить по сегодняшнему курсу на 33, то получится искомая цифра в долларовом эквиваленте, добавил глава государства. Из этой суммы около 100 миллиардов рублей – государственные деньги, остальное составляют вложения частных компаний, заметил президент в ответе следующему интервьюеру – Брилеву.
Замдиректора канала «Россия-1» напомнил о том, что после посещения президентом строящихся олимпийских объектов в феврале прошлого года «был наказан, и жестко, на глазах у всей страны» Ахмед Билалов, занимавший тогда пост вице-президента Олимпийского комитета России и председателя совета директоров компании «Курорты Северного Кавказа».
Отставка Билалова, напомним, была вызвана срывом графика строительства олимпийского комплекса трамплинов и нецелевым использованием кредитов Внешэкономбанка.
«Конечно, при таком масштабе и, прямо скажем, при отсутствии опыта такого масштабного строительства в нашей стране, в современной России здесь без сбоев быть не могло, и, конечно, приходилось вести нелицеприятные разговоры и по ценам, и по срокам, и по качеству, – заметил президент в своем ответе. – А как иначе? По-другому невозможно. Знаете, если ходить и только всех хвалить, то результата не будет никогда».
«Говорили, что проблема коррупции действительно серьезна, 18 миллиардов долларов было расхищено, швейцарец (по всей видимости, глава лыжной федерации Швейцарии Жан-Франко Каспер – прим ВЗГЛЯД) говорил, это правда или нет?» – задал вопрос корреспондент ABC News Джордж Стефанопулос.
«Во-первых, швейцарец этого не говорил. – подчеркнул президент, пояснив, что речь идет о спекуляциях в прессе. – Второе, если у кого-то есть конкретные данные о коррупционных проявлениях в связи с реализацией сочинского олимпийского проекта, мы просим предоставить нам эти объективные данные. Мы будем рады и благодарны и используем эту информацию для того, чтобы наводить порядок в этой сфере... Но пока, кроме разговоров, никто ничего нам не предоставляет».
Касаясь вопроса о коррупции в Сочи, Дмитрий Орлов отметил, что любой вопрос о коррупции должен быть детальным.
«Целью журналиста должно быть уточнение информации, ясность. На мой взгляд, было бы более логичным, если бы журналист задал простой вопрос, а именно сказал бы: «На объектах таких-то, по его информации, было похищено столько-то денег». Собственно, к этому потом Путин и призвал журналистов: «Если вам что-то известно, вы назовите». А заявление о том, что олимпийские объекты основаны на коррупции, откатах, – это же самая общая оценка. Влиятельные СМИ не прибегают к трансляции таких оценок. Они стремятся выяснить, что и где именно было украдено, если речь идет о криминальных проявлениях. Но ведь этого сделано не было».
Как пояснил Орлов, из уст журналиста прозвучал, по сути, не вопрос, а оценка. «В отношениях журналиста и политика вопрос о фактах должен задавать журналист, а оценку давать политик. Здесь же порядок поменялся. Задавая вопрос, журналист сразу дал оценку, признал как факт, что коррупция в Сочи была. Конечно, это нелогично, и Путин это показал», – напомнил политолог.
«Чувство сопричастности с жизнью рядового гражданина»
Ранее, в пятницу Владимир Путин встретился в Сочи с волонтерами, которые будут работать на Олимпийских играх. Из 200 тысяч кандидатов были отобраны всего 25 тысяч. В ходе беседы президент отметил, что если бы он был спортсменом олимпийского уровня, то предпочел бы принять участие в соревнованиях по дзюдо.
«Если бы у меня была такая возможность, если бы я дошел до такого уровня, то я бы с удовольствием выступал именно в программе борьбы дзюдо», – признался глава государства в ответ на просьбу одного из волонтеров поразмышлять на данную тему.
Девушка, задававшая вопрос, очень волновалась и несколько раз заметила, что просто не верит, что сидит в одном зале с самим Владимиром Путиным. У президента было явно хорошее настроение. «Я вас ущипну потом», – шутливо пообещал он. Сдержав обещание, он подошел к девушке после окончания встречи и ущипнул ее за левую руку.
Ранее в пятницу студентка Кубанского университета из Монголии попросила главу государства ответить на вопрос, какими тремя сильными качествами должен обладать политический деятель. «Честность, профессионализм и – может быть, это больше к медикам применимо – чувство сострадания и сопричастности с жизнью рядового гражданина, это чрезвычайно важная вещь», – ответил Путин. Другая девушка-волонтер задала президенту России вопрос, связанный с волонтерской формой. «Как получилось, что у нас есть закон, запрещающий пропаганду гомосексуализма, а форма волонтеров, цветовая гамма – радужная?» – спросила она.
Президент заверил, что не создавал эту форму, и добавил: «У нас нет запрета на нетрадиционные формы сексуального взаимодействия между людьми. У нас есть запрет на пропаганду гомосексуализма и педофилии. Я хочу это подчеркнуть. На пропаганду среди несовершеннолетних. Это разные абсолютно вещи – запрет на определенные отношения либо на пропаганду этих отношений».