Депутат Государственной думы, член комитета по обороне Алексей Журавлев еще в июле подготовил законопроект, который запрещает закупать персональные автомобили для нужд региональных госслужащих дороже 1 млн рублей.
У нас был такой случай – председатель областной думы купил новую «Волгу». Так эта «Волга» ломалась практически через день
Местным чиновникам будет разрешено передвигаться на машинах класса люкс исключительно в нерабочее время и только в том случае, если они были куплены на личные деньги. По словам Журавлева, на этой неделе законопроект набрал уже 157 тыс. подписей избирателей в свою поддержку.
О том, почему необходимо ограничить аппетиты провинциальных чиновников именно такой суммой, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал член комитета Госдумы по обороне Алексей Журавлев.
ВЗГЛЯД: Алексей Александрович, вы говорите, что за миллион рублей можно купить нормальную машину. На каких, например, машинах должны ездить местные чиновники?
Алексей Журавлев: Пожалуйста, «Шкода», например. Все депутаты на них ездят. Начнем с того, кто и что имеет в виду под представительским, если депутат Государственной думы, который приравнен к рангу министра, ездит на такой машине, то, наверное, это машина представительского класса.
ВЗГЛЯД: Ваши коллеги говорят, что при выборе машин нужно учитывать возможности региона. Возможно, в каких-то регионах и одного миллиона будет слишком много?
A.Ж.: Конечно, но сейчас-то они ничем не ограничены вообще. Я думаю, что если это люди с головой на плечах, то они и сейчас покупают недорогие машины. А если без головы, то мы как раз и устроим «принуждение к совести». А ограничивать еще сильнее смысла не имеет, если в бюджете не хватает средств, то это должны делать депутаты местного самоуправления, которым надо просто прекратить утверждать большие суммы на транспортные расходы. Все мы по стране не отрегулируем, но есть ведь и депутаты муниципального уровня.
ВЗГЛЯД: Почему ваш законопроект касается только провинциальных чиновников? А Москва?
A.Ж.: Если все у нас будут жить как в Москве, то ограничивать не надо. Но дело в том, что у нас в столице, например, практически решен вопрос с детскими садами, поликлиниками, больницами, а отъедете десять километров от МКАДа и увидите, что детских садов не хватает, в школах нет спортивных и актовых залов – дети занимаются в коридорах, нет много другого. Вот там-то это и нужно ограничивать в первую очередь. Чиновники ездят на «мерседесах» С-класса, а в школах не хватает элементарных удобств. Кроме как «головотяпством» это никак не назовешь.
ВЗГЛЯД: На этой неделе министр финансов Антон Силуанов раскритиковал республики Северного Кавказа за большие расходы на госслужащих и чиновничий автопарк. В частности, по его словам, автопарк чиновников Чечни – это около половины автопарка чиновников всего Северного Кавказа. Как федеральные власти должны реагировать на это?
A.Ж.: Я полностью поддерживаю Силуанова. Об этом я вообще не говорю, я упоминал только региональных чиновников, а если мы говорим о Чечне, о Северном Кавказе, то это полный беспредел. У них там, по-моему, кроме «Порш Кайен» и «Мерседес» других марок уже не знают. Это безумие какое-то – за бюджетные средства, которые республика не зарабатывает, они покупают себе такие роскошные «лимузины». Бессовестные люди, по-другому не скажешь.
ВЗГЛЯД: Бывший вице-премьер Борис Немцов когда-то предлагал заставить чиновников ездить на «Волгах». Сейчас развивается проект «Кортеж» для создания машин для первых лиц государства. Есть ли резон создать проект «Чиновник» и выпустить автомобиль для чиновников?
A.Ж.: Нет, я бы не стал подходить к проблеме таким образом – по той причине, что нельзя законами, ограничивающими потребление чиновничьего аппарата, регулировать рынок. Рынок должен существовать. Если наш отечественный автопром будет делать лучшие автомобили, чем «Шкода» или «Опель», люди будут сами выбирать наши машины.
В свое время, когда я работал полпредом губернатора Воронежской области, у нас был такой случай – председатель областной думы купил новую «Волгу». Так эта «Волга» ломалась практически через день. Поэтому так и пришлось сменить ее на иномарку, она оказалась просто неконкурентоспособной. Пусть делают машины конкурентоспособными, и их начнут выбирать.
ВЗГЛЯД: Кандидат в мэры Москвы Алексей Навальный при всей своей риторике о близости к народу перемещается по столице на машине стоимостью 4 миллиона рублей. Как бы вы могли это прокомментировать?
A.Ж.: Навальный ведь тоже выходил с инициативой подобного ограничения чиновников, пусть господин Навальный начнет с себя. Он банально не замечает бревна в своем глазу, зато видит соринку в чужом. Раз Навальный баллотируется в мэры, пусть думает прежде всего о Москве.