В Дагестане немало начальников – республика большая, много народов и районов. До последнего времени здесь действовал негласный принцип национального квотирования – представители всех 14 основных народов Дагестана должны быть более-менее равно представлены в исполнительной и законодательной власти. Особо строго этот принцип соблюдался в отношении трех самых многочисленных народов – аварцев, кумыков и даргинцев. Но и русским, оказавшимся сегодня восьмыми по численности (а всего двадцать лет назад бывшим пятыми), тоже доставались определенные места. Правда, часто это были номинальные, почетные должности без влияния, или же на них подбирались удобные для власти «представители народа». Исключение составляют некоторые дагестанские отделения силовых структур, например, ФСБ, но тут работают не местные русские, а «варяги».
Время покажет, что или кто стоит за этим делом
Среди 42 глав районов в республике всего двое русских. Один из них – глава Тарумовского района Сергей Чепурной – оказался сейчас в центре скандала. Против него возбуждены два уголовных дела: о преднамеренном банкротстве муниципального унитарного предприятия «Киров» и об умышленном причинении легкого вреда здоровью.
По данным следственных органов, чиновник с целью преднамеренного банкротства предприятия незаконно уменьшил его уставной фонд за счет передачи основных средств в сумме 6 миллионов рублей в МУП «Таловка», тем самым нанес вред государству и кредиторам. Вдобавок ко всему он якобы несколько раз ударил 76-летнего пастуха.
Сам глава района Сергей Чепурной отрицает все предъявленные ему обвинения и пытался обжаловать в судах разных инстанций факт возбуждения против него уголовного дела. «Все это ложь. Я ни в чем не виноват», – сказал Чепурной газете ВЗГЛЯД. Однако Верховный суд Дагестана месяц тому назад подтвердил законность возбуждения данного дела.
Адвокат Асхабали Салимов утверждает, что принятые Чепурным решения полностью соответствовали нормам закона. «Решение о передаче средств из уставного фонда было принято на муниципальном собрании. С такой просьбой к нему обратились депутаты. Что касается инцидента с крестьянином, так его вообще не было. Вдоль дороги, в Тарумовском районе, посевные поля. Скотина старика там часто паслась. В прошлом году ему за это, при свидетелях, было замечание. Вот и все. Через два месяца об этом случае вспомнили. И теперь замечание переросло в избиение. В настоящее время расследование продолжается», – сказал адвокат газете ВЗГЛЯД.
И.о. президента Дагестана Рамазан Абдулатипов заверил, что если Чепурной не виноват, его трогать никто не будет. «Время покажет, что или кто стоит за этим делом. Лично с ним я мало знаком, но из района на него приходит много жалоб. В то же время по экономическим показателям район постоянно занимает третье призовое место. Необходимо тщательно изучить это дело и уже по результатам принимать решение», – сказал он газете ВЗГЛЯД.
«Проблемы c криминалом у главы района были всегда. Но он всегда стоически держался. Сейчас вновь активизировались те, кто хочет видеть на этом посту своего человека. Поводом послужила смена руководителя республики. Глава еще не знаком со всеми руководителями, а значит можно подставить Чепурного и на его место подсунуть своего, более покладистого, пускай даже русского», – сообщил газете ВЗГЛЯД дагестанский политолог Магомед Магомедов.
Стоит отметить, что в Тарумовском районе Дагестана в 90-х русские составляли большинство – 55 процентов населения. Сейчас же их в районе осталось около 30% от общего населения: русские уезжают, зато растет численность выходцев с гор, главным образом аварцев и даргинцев, которые раньше пользовались тарумовскими зимними пастбищами в соответствии с системой отгонного животноводства, а теперь переселяются на эти сезонные пастбища на постоянной основе, создавая там стихийные поселения с мечетями и кладбищами. Этот процесс сопровождается земельными спорами и просто бытовыми конфликтами: у горцев и у жителей равнины совершенно разные представления о жизни и нормах поведения.
По мнению Магомедова, из-за этого, а также из-за репрессий со стороны криминальных группировок и отдельных лиц, которые пытаются выжить русских с помощью шантажа, угроз, а иногда и физических расправ, этнические русские вынуждены продавать свои дома и переезжать в другие регионы страны.
На этом фоне Тарумовский район при Чепурном всегда выглядел относительно стабильным и благополучным. Каждый год по социально-экономическим показателям район занимает призовые места. Открыты молокозавод и прудовое хозяйство, где разводят рыбу осетровых пород, почти полностью выловленных из прилегающего к Дагестану сегмента Каспия из-за массированного ежегодного браконьерства. Относительное благополучие Тарумовки связывают с фигурой Чепурного, многие уверены, что если он уйдет, исход русского населения из района возобновится.
Ростовский эксперт Александр Иванов считает, что «ситуация с Чепурным – это некая лакмусовая бумажка, которая отражает положение русских в республике».
«В северной части Дагестана русские фактически являются коренным населением. Но сегодня по ряду причин идет его отток. Причина простая – нет работы, идет неофициальное давление по этническому принципу. Некогда в Дагестане места в правительстве были квотированными. К примеру, глава республики – аварец, премьер должен быть даргинцем, спикер парламента – кумык. Русским, как и представителям малочисленных народов, всегда были отведены вторые роли. После распада СССР и ослабления центра все народы Дагестана стали складываться в кланы, но русские в этом не преуспели. Поэтому русские в Дагестане являются одной из самых незащищенных групп – как политически, так и социально. Вспомним, что предшественник Чепурного – тоже русский – был убит», – сказал он газете ВЗГЛЯД.
Впрочем, с мнением Иванова не согласен эксперт Али Рабаданов, он считает, что в Дагестане речь идет о борьбе кланов, борьбе полукриминальных сил за власть и их влияние на происходящие процессы. «Это более сильная группа притесняет более слабую. В 90-е у премьер-министра Мирзабекова вице-премьерами всегда были русские. Замминистра финансов до недавнего времени была русская Идрисова. У мэра Махачкалы в заместителях была русская Портягина, сейчас вместо нее Гамалей. Этот список можно продолжить. Да, русские уезжают, но уезжают и дагестанцы. И в случае с Чепурным соглашусь – человека выживают, чтобы поставить своего, более покладистого».
Добавим, что в последние месяцы в Дагестане идет активное обновление власти – назначенный в январе руководитель Дагестана Рамазан Абдулатипов уже освободил от должности шесть глав районов и множество чиновников. В отношении некоторых возбуждены уголовные дела. А самым громким стал арест и этапирование в Москву мэра Махачкалы Саида Амирова, возглавлявшего Союз местных властей Дагестана.
Перестает соблюдаться и сам принцип национального квотирования. Все последние годы три главных руководящих поста в республике – главы, премьера и спикера парламента – распределялись строго между аварцами, даргинцами и кумыками (притом что с брежневских времен возглавляли республику в основном даргинцы). Но на днях глава республики аварец Абдулатипов сменил премьера даргинца Меджидова на лезгина Карибова. И это не передел власти между национальностями: в Махачкале начинают выстраивать работу по профессиональному принципу.