В Москве продолжается процесс по уголовному делу 12 обвиняемых в массовых беспорядках 6 мая.
Подозревали, что палатки будут ставить в сквере на площади, поэтому цепь ОМОНа сместили с дальнего угла на ближний, чтобы народ в сквер попасть не смог и палатки не поставил
Напомним, что Замоскворецкий суд, где слушается дело, ранее удовлетворил ходатайство гособвинения и решил оставить под стражей на время слушаний подсудимых Владимира Акименкова, Николая Кавказского, Леонида Ковязина, Андрея Барабанова, Ярослава Белоусова, Степана Зимина, Сергея Кривова, Дениса Луцкевича, Алексея Полиховича и Артема Савелова. Подсудимая Мария Баронова оставлена судом под подпиской о невыезде, а Александра Духанина – под домашним арестом.
В свою очередь защита обвиняемых обещала ранее просить суд вообще прекратить уголовное дело. «У нас есть ряд ходатайств о прекращении дела, а в случае если суд откажется, то о его возвращении прокурору», – сказал адвокат обвиняемых Алексей Мирошниченко. Он добавил, что данные ходатайства обоснованы целым рядом доводов. По его мнению, данное дело не готово к рассмотрению по существу.
Точка зрения образца 2013 года
Позиция стороны защиты (и части несистемной оппозиции) сегодня состоит в том, что никаких беспорядков не было, а насилие спровоцировали сотрудники ОМОНа. Раскрытию (не слишком удачному) этой точки зрения был посвящен доклад оппозиционной комиссии по расследованию событий на Болотной площади 6 мая 2012 года.
Еще в апреле лидеры протестующих презентовали объемный документ, из которого следовало, что никаких организованных оппозицией массовых беспорядков просто не было.
Так, например, издание «Деловой Петербург» цитировало сразу после презентации доклада главу фонда «Индем» Георгия Сатарова, который, отвечая на вопрос о том, кто же начал швырять куски асфальта в полицейских, заявил: «Это были специальные провокаторы. Эти люди выкрикивали экстремистские лозунги, толкали полицейских, убегали. Я не видел ни одного человека, который был бы с нами до этого. Они выбегали зачастую из-за спин омоновцев».
Несмотря на то что все обвиняемые по «болотному делу» являются людьми, в отношении которых у стороны обвинения есть видеофиксация агрессивных действий в адрес сотрудников полиции (то есть не существует никаких неизвестных, которые выбегали из-за чьих-то спин), оппозиция всю весну пыталась отыграть тему невиновности своих сторонников.
Несколько уличных акций, на которые не удалось собрать сколь бы то ни было значительного представительства, состоялись накануне и в годовщину событий 6 мая: оппозиция выходила на улицы с портретами обвиняемых и призывала прекратить процесс за недостатком доказательств.
Доказательства
Сторона обвинения между тем исходит из логики преднамеренной организации беспорядков, и у нее есть как минимум два аргумента в пользу этой позиции.
Напомним, что одному из соратников лидера «Левого фронта» Сергея Удальцова Леониду Развозжаеву были предъявлены обвинения по делу о приготовлении к организации массовых беспорядков, возбужденному после проверки фактов, изложенных в телефильме НТВ «Анатомия протеста – 2». По нему также обвиняются сам Удальцов и его помощник Константин Лебедев. СК возбудил уголовное дело в отношении Удальцова, Лебедева и Развозжаева по факту приготовления к организации массовых беспорядков (ст. 30 и 212 УК РФ).
Авторы нашумевшей ленты утверждают, что оппозиция готовила силовой захват власти на деньги из-за рубежа. В фильме было использовано видео, где Удальцов и его соратники беседуют с тогдашним председателем парламентского комитета Грузии по обороне и безопасности Гиви Таргамадзе. Развозжаев, от своих показаний отказавшийся, утверждал, что переворот действительно готовился. О том же говорит и Константин Лебедев, который был осужден на 2,5 года и активно сотрудничал со следствием.
Суд, как уже сообщала газета ВЗГЛЯД, установил, что Лебедев организовал массовые беспорядки, сопровождавшиеся насилием, поджогами и уничтожением имущества.
Имена других фигурантов данного уголовного дела в приговоре не упомянуты, они обозначены «первый соучастник», «второй соучастник», «лидер одного из оппозиционных движений», «помощник депутата Государственной думы» и «неустановленные лица». Судья упомянул только грузинского политика Гиви Таргамадзе, который, по версии следствия, финансировал массовые беспорядки.
Распределением денежных средств занимался Лебедев, он назначил себе и соучастникам денежное вознаграждение, арендовал квартиру для конспиративных встреч, купил соучастникам автомобили Audi A6 и Opel. «На агитационные материалы было выделено 150 тыс. рублей, на увеличение числа участников акции из других регионов – 80 тыс. рублей. По 50 тыс. рублей фигуранты получили в качестве личного вознаграждения. После беспорядков фигурантам поступило 603 тыс. рублей для организации новых беспорядков», – заявил ранее в суде прокурор Михаил Резниченко.
Как указано в приговоре, Лебедев привлек на санкционированное мероприятие как можно большее число участников для создания давки и для последующего прорыва оцепления, столкновений с сотрудниками полиции, строительства баррикад из биотуалетов.
Адвокат Лебедева уже сообщил, что тот не собирается обжаловать решение Мосгорсуда. «Сразу после оглашения приговора Лебедев мне сказал, что не будет его обжаловать», – сообщил его защитник Валерий Лавров, добавив, что после установленного законом срока защита осужденного будет ходатайствовать о его условно-досрочном освобождении.
Точка зрения образца 2012 года
Обращает на себя внимание и тот факт, что сами оппозиционеры, если судить по их активности в социальных сетях и интервью СМИ накануне акции 6 мая, были к эскалации готовы.
Центральные на тот момент лидеры протестующих: блогер Алексей Навальный и Сергей Удальцов – открыто признавались в том, что планируют остаться на улице и реализовать «оранжевый» вариант развития событий (который так удачно показал себя на Украине в 2004 году): «Я поддерживаю стратегию эскалации, если хотите, да, – говорил Навальный. – По очень простой причине. А какая должна быть еще стратегия? Наши требования разве выполнены?»
Соглашался с ним и Удальцов, рассуждая о непосредственных вариантах противостояния: «Возможно, им придется нас, мирных граждан, «мочить» по полной программе. Стрелять они, безусловно, не станут, но могут пустить в ход водометы или, не знаю, газ распылить. Мы от этого не умрем, бояться тут не надо».
Справедливоросс Илья Пономарев*, которого начальник центра специального назначения МВД Москвы Дмитрий Дейниченко назвал одним из организаторов беспорядков, говоря о «майдане» вполне определенно, объяснил между делом, почему все выводы оппозиционной комиссии об «агрессивных действиях ОМОНа» не имеют под собой никаких оснований: «Было про палатки, были высказывания наших товарищей, например Сергея Удальцова, в воздухе было разлито ожидание. Меня не было в составе переговорщиков с мэрией, но Серега мне постоянно говорил, что в мэрии только про палатки и говорили: «Будете ставить или не будете?» Подозревали, что палатки будут ставить в сквере на площади, поэтому цепь ОМОНа сместили с дальнего угла на ближний, чтобы народ в сквер попасть не смог и палатки не поставил, – выбивать людей из сквера, где деревья, было бы сложнее, чем с голой асфальтовой площади. Вот, собственно, и вся интрига...»
Активист ФАР Вадим Коровин, не останавливаясь на теоретических обоснованиях протеста, писал в своем блоге о покупке палаток, их видах и деньгах на их приобретение: «Теперь по делу: настоятельно рекомендую децентрализоваться и самостоятельно приобретать палатки. Покупайте также коврики-пенки. Цена около 200 рублей за штуку. Ночью температура опустится до 10 градусов. Рекомендуем палатки двух типов. 1. Простая двухместная. Раскладывается за 3–5 минут, это если никто не мешает, а на это рассчитывать не придется. Есть один плюс – очень компактная в сложенном виде. 2. Наиболее функциональная для нашей задачи. Самораскладывающаяся – автомат (раскрывается за 1 секунду), есть минус: габариты и форма. В сложенном виде это блин 70 см диаметром. Что есть в наличии у нас сейчас: 20 штук обычных двухместных, еще 17 в ОВД Таганское (скорее всего, не вернем), и, может, астраханцы привезут те, что не использовались (во время голодовки Олега Шеина – ВЗГЛЯД). Сбор денег на палатки для стояния в Москве снова возобновлен на сайте Росагита».
Дело о беспорядках на Болотной площади далеко от завершения, но сегодня можно сказать, что оппозиция проиграла не только юридическую, но и информационную борьбу.
Сразу после 6 мая главной целью лидеров протестующих стало объяснение случайности произошедшего, и чем дальше развивается сюжет, тем меньше людей верят в то, что жестокие бойцы ОМОНа разогнали мирную оппозицию, которая ничего такого не планировала.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом