В парламенте Грузии будет создана комиссия по установлению обстоятельств возникновения войны августа 2008 года. Об этом в среду заявил журналистам глава парламентского большинства, сформированного коалицией «Грузинская мечта», Давид Саганелидзе.
Я считаю неоправданным то, что военные части Грузии были приведены в готовность до того, как Россия пересекла границу
«Пока конкретно неизвестно, в какой форме будет функционировать эта комиссия, но она точно будет создана. Общественность должна знать, какие события предшествовали этой войне, что происходило, что нагнетало ситуацию», – приводит его слова ИТАР-ТАСС.
Напомним, через месяц после окончания грузино-осетинской войны и проведения Россией военной операции по принуждению Тбилиси к миру, при грузинском парламенте уже создавалась комиссия «По изучению военной агрессии и других действий, совершенных Россией против Грузии с целью посягательства на ее территориальную целостность». Через три месяца она вынесла вердикт о том, что Россия несколько месяцев планировала «нападение на Грузию». «В течение нескольких месяцев в соответствующие службы Грузии поступали сигналы о подготовке со стороны России военной операции, но анализ ожидаемых опасностей не был произведен на необходимом уровне, и поэтому масштабы военной операции со стороны РФ оказались неожиданными для властей Грузии», – говорилось в ее выводах.
Российское видение событий тех дней в корне отличается от грузинского: и в Москве, и в Цхинвале неоднократно заявляли, что именно Грузия начала агрессию против Южной Осетии. Причем конфликт разгорелся не в ночь на 8 августа, когда грузинские военные подвергли массированному обстрелу югоосетинскую столицу и напали на российских миротворцев, а за несколько дней до этого. «Информацию о том, что происходило в это время 5-го, 6-го, 7-го и 8-го числа (августа 2008 года), я получал напрямую из Цхинвала. Как ни странно, от журналистов. Потому что именно журналисты выходили на моего пресс-секретаря Дмитрия Сергеевича Пескова, а он уже подходил ко мне и со ссылкой на них, на очевидцев происходивших там событий, информировал о боевых действиях. Ваши коллеги прямо говорили о том, что идет настоящая война, что реально подошла регулярная грузинская армия. Дословно это звучало так: «Реально идет бой, настоящий, гибнут мирные жители и наши миротворцы», – делился своими воспоминаниями о тех событиях президент Владимир Путин, в 2008-м занимавший должность премьера.
А чтобы скрыть свою вину за нападение на Южную Осетию, руководство Грузии пыталось дискредитировать российскую армию, смонтировав фото- и видеокадры о массовых жертвах среди мирного населения грузинских сел.
Новому грузинскому парламенту выводы предыдущей комиссии также показались сомнительными. Как подчеркнул Саганелидзе, комиссия тогда «не дала ответов на указанные вопросы». «Ответы, которые прежние власти дали общественности, являлись пиаром и попыткой скрыть реальную ситуацию», – подчеркнул он.
Параллельно собственное, но уже не политическое расследование произошедшего намерено провести Минобороны Грузии. «Мы хотим выяснить различные вопросы. К примеру, как действовали резервные подразделения, почему не была осуществлена эвакуация населения или на какие цели были израсходованы восемь миллиардов лари (около 6 миллиардов долларов – прим. ВЗГЛЯД), выделенные на укрепление армии, и чем была вызвана военная неудача», – заявил в эфире грузинского телеканала «9-ТВ» министр обороны Ираклий Аласания.
Премьер страны Бидзина Иванишвили также в среду подтвердил журналистам, что он «лично имеет много вопросов по теме войны 2008 года». «Я считаю, что тогдашние власти Грузии во главе с президентом поступили не совсем адекватно в той ситуации. Я считаю неоправданным то, что военные части Грузии были приведены в готовность до того, как Россия пересекла границу. Я очень внимательно следил за событиями, да, была напряженность, но ничего особенного не происходило – один из снарядов влетел в дом и повредил стену, достаточно было вывезти максимум 100 жителей из зоны конфликта, поставить войсковые части и пригласить международный мониторинг, и это было бы единственным правильным шагом», – подчеркнул он.
Минюст Грузии ранее даже не исключил, что может допросить президента Михаила Саакашвили, а также ряд высокопоставленных чиновников по делу о грузинско-российской войне. «К прокурору Гаагского суда поступило немало информации, согласно которой граждане и представители разных иностранных НПО обращаются с жалобами и заявляют, что высокопоставленные чиновники разных этнических происхождений совершили преступление – предположительно, либо против человечности, либо то преступление, которое может быть квалифицировано как военное преступление. Нашу проблему мы должны решить сами, наша с прокурором задача – расследовать дело о войне 2008 года», – заявила накануне глава ведомства Тея Цулукиани.
Добавим, что накануне Владимир Путин на пресс-конференции по итогам переговоров с премьер-министром Нидерландов Марком Рютте пообещал, что даст указание расследовать смерть голландского журналиста Стана Сториманса в августе 2008 года в Грузии. «Я даже ничего не знал об этом. Мы обязательно вернемся к этому и расследуем», – сказал Путин.
Голландский телеоператор Сториманс, готовивший репортаж для службы новостей телерадиокомпании «РТЛ», погиб 12 августа 2008 года в Гори. Нидерланды утверждают, что он погиб от российской кассетной бомбы, передает РИА «Новости».
Его коллега, корреспондент телекомпании Йероен Аккерманс, пожаловался в 2009 году на Россию в Европейский суд по правам человека в связи с ранением, полученным им во время боевых действий в грузинском городе Гори.
Официальный представитель МИД России Андрей Нестеренко заявлял, что однозначного вывода о принадлежности боеприпаса, осколками которого, по всей видимости, журналист был поражен, на основании предоставленных голландцами сведений сделать невозможно.
Тогдашний президент России Дмитрий Медведев заявил, что трагедия произошла по вине грузинской стороны.