Накануне венесуэльские власти сообщили об ухудшении здоровья президента страны Уго Чавеса. По словам министра связи и информации Эрнесто Вильегаса, «у Чавеса отмечено ухудшение функционирования дыхательной системы». Министр напомнил, что президент проходит очередной курс химиотерапии после длительного лечения на Кубе, которое было связано с последствиями операции в связи с онкологическим заболеванием.
Он еврей, а во-вторых, гей. Это может негативно повлиять на его электоральные шансы. Я не думаю, что в Венесуэле такая уж большая политкорректность
Две недели назад лидер боливарианской республики был неожиданно доставлен из Гаваны в Каракас и помещен в госпиталь. Перед этим власти опубликовали его фотографии, где он изображен бодрым и улыбающимся в медицинской палате вместе с дочерями. Однако многие наблюдатели усомнились в официальных сообщениях о том, что Чавес пошел на поправку. Бывший высокопоставленный дипломат соседней Панамы Гильермо Кочес вообще произвел сенсацию, объявив, что, по его данным, врачи уже зафиксировали смерть мозга президента. Однако в МИД Венесуэлы это утверждение опровергли.
Официальный преемник Чавеса вице-президент Николас Мадуро говорил ранее, что, несмотря на тяжелое состояние здоровья, тот продолжает управлять государством прямо из госпиталя. Впрочем, он признал, что у президента отмечаются «проблемы с дыханием», ему была введена трахеальная трубка, но лидер продолжает «общаться и отдавать распоряжения относительно различных жизненных аспектов».
Отметим, что Чавес не появлялся на публике более двух месяцев, что усиливает слухи о тяжести его недугов и невозможности вернуться к управлению страной. О том, что ждет Венесуэлу в случае смены лидера, газете ВЗГЛЯД рассказал главный редактор журнала «Латинская Америка» Владимир Травкин.
ВЗГЛЯД: Владимир Евгеньевич, в случае чего насколько легко будет вице-президенту Мадуро взять реальную власть в свои руки? Могут ли возникнуть неожиданности?
Владимир Травкин: По идее он должен его сменить. Это законный путь. Мадуро – избранный вице-президент. Он избирался вместе с ним и вместе с Чавесом получил эти 55 с лишним процентов голосов. Мадуро – опытный политик. У него есть парламентский и профсоюзный опыт. У него также есть опыт работы на международной арене. У него есть все. Но Мадуро не один в Венесуэле.
Думаю, идет борьба не только между правительством и оппозицией, но и, во-первых, внутри оппозиции и, во-вторых, внутри правительства. Они должны решить, что и как делать. Но конкретных сведений о происходящем нет.
ВЗГЛЯД: Может ли бросить вызов Мадуро другой соратник Чавеса – спикер парламента Диосдадо Кабельо?
В.Т.: Я не буду мерить их влияние. На данный момент у меня нет инструментов, которым можно доверять. Пока инициатива в руках вице-президента.
ВЗГЛЯД: Каковы шансы занять высший пост у лидера оппозиции Энрике Каприлеса?
В.Т.: Каприлес будет делать все, чтобы добиться реванша после своего поражения на президентских выборах. Но у него есть особенности, о которых нельзя забывать: во-первых, он еврей, а во-вторых, гей. Это может негативно повлиять на его электоральные шансы.
Владимир Травкин (фото: interaffairs.ru) |
Не думаю, что в Венесуэле такая уж большая политкорректность. Этого нельзя забывать. Это иностранный капитал, это определенная сексуальная ориентация, которая определенным образом навязывается.
В таком противостоянии, с одной стороны, католик и семейный человек, а с другой – неженатый гей с еврейскими корнями, представитель капитала. Его предки, кстати, – выходцы из Западной Белоруссии. Тут могут быть разные сценарии, но это используется противниками Каприлеса – это безусловно. Но это используется и его сторонниками, вот такая странная ситуация в латиноамериканской стране.
ВЗГЛЯД: Власть во многих богатых регионах Венесуэлы принадлежит оппозиции, налицо глубокий раскол в обществе. Могут ли в случае смерти Чавеса возникнуть центробежные, сепаратистские тенденции?
В.Т.: Власть принадлежит оппозиции лишь в некоторых штатах, а в большинстве – сторонникам Чавеса. Сепаратистские тенденции вряд ли возникнут. Серьезный сепаратизм там не рассматривается на данном этапе. К кому отсоединяться? Создавать независимое государство и присоединяться к Никарагуа, Колумбии? Разве что отделяться в сторону океана. Это смешно. Это совершенно неактуально.
ВЗГЛЯД: Популярность Чавеса опиралась на широкие социальные программы. Удастся ли его преемникам сохранить их на прежнем уровне?
В.Т.: Будем надеяться.
ВЗГЛЯД: Чавес – харизматичная фигура, нередко говорившая от имени всего континента. Кто может стать неофициальным духовным вождем Латинской Америки вместо него?
В.Т.: Когда умер Сталин и воцарился Хрущев, спрашивали: «Есть ли культ личности?» Отвечали: «Культ есть, личности – нет». Я не вижу такую фигуру, которая по влиянию, харизматичности была бы сопоставима с Уго Чавесом. Но, может, не всегда она и нужна...
Те, кто сейчас на слуху, – очень разные. Там есть индеец Эво Моралес в Боливии, есть высокообразованный, учившийся в США и Европе президент Эквадора Рафаэль Корреа. Есть даже Дилма Руссефф, которая сейчас правит Бразилией. Она, кстати, наполовину болгарка. Не знаю, нужен ли им такой лидер.
Чавес для России хорош, потому что он хорошо торгует с нами. Надо молиться на то, чтобы его преемники так же хорошо торговали с Россией, как он. Вот что очень важно для нас.