Скончавшийся в 2009 году юрист Сергей Магнитский, которого ранее обвиняли в уклонении от уплаты налогов, мог быть причастен также к разработке схем покупки акций Газпрома в обход запрета на их продажу иностранцам. Об этом РИА «Новости» сообщил в пятницу источник в правоохранительных органах.
Россия крайне заинтересована в соответствующем лондонском суде, который может вскрыть новые факты, связанные с возможной деятельностью международной группы мошенников
«Речь может идти о мошеннических схемах накануне дефолта в России 1998 года, когда из Федерального резервного банка Нью-Йорка на счет Republic National Bank, принадлежащий компаньону Браудера Эдмонду Сафре, были переведены 4,8 млрд долларов, предназначенные для стабилизационных операций ЦБ России. Отследить эти деньги впоследствии не удалось, сам Сафра погиб в ходе пожара в Монако в 1999 году», – сказал источник.
Источник утверждает, что после этого созданный для работы в России фонд Hermitage Capital Management под управлением Уильяма Браудера начал активную инвестиционную деятельность в России.
«Одна из первых операций этой компании – скупка акций Газпрома, несмотря на запрет в то время их продажи иностранцам. В ходе следствия в компьютере Магнитского была обнаружена детальная схема реализации подобных операций. В частности, Магнитский предложил создать специальное предприятие, состоящее из двух компаний, зарегистрированных в Калмыкии. Кроме этого, дополнительная компания для сопровождения этих операций была создана в кипрском офшоре», – сообщил он.
По словам собеседника, «подобная схема Магнитского позволяла не только обойти законодательство, но и в семь раз снизить выплаты налогов». «Впоследствии подобных фирм под руководством Магнитского было создано более 20, в том числе в Читинской области и Бурятии. После обысков в июле 2007 года в офисах Hermitage Браудер спешно выехал в Англию, оставив Магнитского разбираться с возникшими проблемами», – рассказал источник.
В свою очередь вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин в пятницу предположил, что факты мошеннических схем покупки акций Газпрома может вскрыть Лондонский суд в ходе рассмотрения иска о клевете, поданного против Браудера.
«Россия крайне заинтересована в соответствующем лондонском суде, который может вскрыть новые факты, связанные с возможной деятельностью международной группы мошенников», – сказал Торшин.
Сенатор имеет в виду иск российского следователя подполковника Павла Карпова, который тот подал в мае в Высокий суд Лондона к Браудеру и управляющему партнеру аудиторской компании Firestone Duncan (в ней работал Магнитский) Джемисону Файерстоуну. Карпов требует возместить ущерб, нанесенный ему утверждениями, опубликованными в интернете в статье «Российское преступление века» и связанных с ней видеороликах Russian untochables. Также Карпов просит установить судебный запрет на дальнейшее распространение порочащих его заявлений и возместить судебные расходы.
Файерстоун называл Карпова «членом банды, укравшей из российского бюджета более 3 млрд рублей». По версии Файерстоуна, Карпов использовал для хищения документы и печати, изъятые во время обыска в Firestone Duncan. А когда Магнитский попытался провести свое расследование, Карпов, по версии Файерстоуна, оказался в числе лиц, инициировавших заключение юриста под стражу.
На этой неделе газета «Ведомости» сообщила о том, что Браудер не видит оснований судиться с Карповым и может уклониться от процесса. Газета ссылалась при этом на отзыв юристов Браудера на иск Карпова, оказавшийся в ее распоряжении. Опрошенные газетой эксперты предположили, что Браудер опасается проиграть тяжбу. Если же суд уличит Браудера в распространении клеветы, то под сомнение попадет вся международная кампания со «списком Магнитского», в том числе и одноименный закон, принятый Конгрессом США.
«Карпов подал на нас в суд, и мы ответим на это»
Сам бизнесмен Джеймисон Файерстоун, в отличие от юристов Браудера, заявил в пятницу в интервью газете ВЗГЛЯД, что судиться готов.
«Мы обвинили Карпова в пособничестве в аресте Сергея Магнитского и краже денег российского правительства. Карпов назвал все обвинения ложью. Замечу, что Карпов владеет имуществом на сумму немногим больше 1 млн фунтов, – заявил Файерстоун. – По-моему, это очень интересно. Хотя он утверждает, что он не коррупционер. При этом Павел Карпов являлся офицером МВД, которые никогда не получали больше, чем около 30 тыс. рублей в месяц».
Бизнесмен предположил, что эти деньги не принадлежат Карпову. «Я лично считаю, что это очень большая сумма, и не думаю, что Карпов столького добился, – сказал он. – Я уверен, что это итог работы криминальной группы».
Но это не значит, по словам ответчика, что он не хочет участвовать в процессе. «Павел Карпов подал на нас иск в суд, и мы ответим на это. Мы дождемся решения суда по этому делу, – заявил газете ВЗГЛЯД Файерстоун. – И я верю, что в день вынесения решения люди услышат правду. Но этот процесс не будет быстрым. Это долгий процесс, который займет много времени, к сожалению».
Под личный парламентский контроль
Торшин считает, что парламентарии в США также должны обратить внимание и на процесс. «Здесь необходимо разобраться американским парламентариям, проанализировать еще раз факты, толкнувшие их принять «список Магнитского» (российские силовики и чиновники, причастные, по версии американских сенаторов, к гибели Магнитского). Возможно, по итогам расследования около него должен появиться «список Браудера», который коснется уже американских чиновников», – заявил Торшин.
Вице-спикер сообщил, что берет эту ситуацию под личный контроль и не исключает ее «комплексного рассмотрения с приглашением заинтересованных лиц в Совете Федерации».
«Если информация о скупках акций газового монополиста соответствует действительности, становятся более интересны высказывания господина Илларионова, который наверняка более информирован в этих делах, особенно в свете его обвинения Сергея Алексашенко», – добавил Торшин.
Напомним, бывший советник президента Андрей Илларионов* не раз утверждал, что некоторые сотрудники Центрального банка, в том числе и бывший его зампред Сергей Алексашенко*, тоже активно участвовали в операциях на рынке краткосрочных гособлигаций. Сам Алексашенко опровергает эту информацию, заявляя, что не играл на рынке ГКО, тем более с использованием инсайдерской информации.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом