Народный фронт, который был создан как коалиция общественных организаций в мае позапрошлого года (по предложению Владимира Путина, тогда занимавшего пост главы правительства), в этом году окончательно оформился как общественно-политическая сила. Напомним, что 11 июня в Москве прошел учредительный съезд ОНФ, на котором был сформирован Центральный штаб Фронта.
ОНФ – это структура общественного контроля по реализации президентской политики. А ЕР – это структура, которая входит во власть на разных уровнях, чтобы реализовывать президентскую политику
В течение лета по всей России формировались региональные отделения ОНФ (только за две недели июля такие структуры появились в 33 субъектах Федерации). И наконец 12 сентября Общероссийский народный фронт узаконил свой статус, получив регистрацию в Минюсте. Как заявил тогда сопредседатель ОНФ Станислав Говорухин, за три месяца, прошедшие с учредительного съезда, было открыто не только 51 отделение, но и, главное, начаты общественно значимые проекты: по борьбе со злоупотреблениями при госзакупках и по искоренению коррупции.
«ОНФ – это структура общественного контроля»
По мнению замдиректора Института социально-экономических и политических исследований» (ИСЭПИ) Александра Пожалова, за год появилось понимание, как взаимодействуют между собой «Единая Россия» и Народный фронт, который в 2013 году сформировался как движение.
По его словам, к концу года ОНФ начал добиваться первых результатов. С подачи «фронтовиков» были разработаны, например, законы о «золотых парашютах» и школьной форме и принят целый ряд законов. Некоторые из уже принятых законов были скорректированы для большего учета местной проблематики и пожеланий общества. Например, изменился президентский закон о «резиновых квартирах», который благодаря участию Народного фронта получил более мягкую форму «и снял целый ряд возможных социальных рисков, которые были в первоначальной версии».
«В целом исчезли настроения о том, что Народный фронт может заменить «Единую Россию» как партию. Наоборот, появилось понимание, что ОНФ – это структура общественного контроля по реализации президентской политики. А ЕР – это структура, которая входит во власть на разных уровнях, чтобы реализовывать президентскую политику. Две эти структуры нашли достаточно четкий баланс своего позиционирования. Народный фронт является одним из каналов кадрового обновления партии на местном уровне», – сказал Пожалов газете ВЗГЛЯД.
Губернаторы должны быть экономными
В самом ОНФ по итогам года напоминают результаты «контрольных» проектов фронта, сообщения о которых появлялись в последний месяц едва ли не каждый день.
Так, 26 декабря стало известно, что сахалинский губернатор Александр Хорошавин отказался от покупки «Мерседеса» стоимостью 8 млн руб. Это произошло после того, как соответствующий запрос в Счетную палату подал депутат Вячеслав Лысаков, глава Центральной ревизионной комиссии ОНФ. Его заинтересовала столь дорогостоящая закупка. Незадолго до этого по запросу ОНФ Счетная палата и Генпрокуратура инициировали проверку законности расходования бюджетных средств в Сахалинской области.
Выступая на конференции ОНФ 5 декабря, Бречалов сообщил о том, что администрация Сахалинской области решила направить на улучшение имиджа губернатора Александра Хорошавина 600 млн руб. «То, что на улучшение имиджа губернатора 600 миллионов (рублей) запланировано... Я не знаю, это самый большой удар по его рейтингу. Ничего глупее придумать невозможно. Хоть бы по другой статье провели», – прокомментировал траты сахалинского руководства президент Путин.
20 декабря Народный фронт подготовил запрос губернатору Приморского края Владимиру Миклушевскому – насколько обоснованно на нужды регионального Департамента информационной политики были выделены 500 млн руб., и не пойдут ли эти деньги на улучшение имиджа губернатора.
Острая критика со стороны ОНФ заставила губернатора Челябинской области Михаила Юревича в будущем году снизить расходы на свою охрану с 55 до 30 млн рублей, сообщают региональные СМИ. Это стало возможным после критики со стороны Народного фронта, включившего южноуральский регион в список наиболее расточительных.
Корпоративные расходы под общественным присмотром
Проект ОНФ «За честные закупки», стартовавший 1 сентября, уже к концу года заставил госчиновников и менеджеров госкомпаний и корпораций быть более осмотрительными и ответственными.
Как сообщил в пятницу сопредседатель Центрального штаба ОНФ Александр Бречалов, за четыре месяца работы проекта от граждан поступило около трех сотен обращений с указаниями на нарушения закупок на общую сумму свыше 50 млрд руб. По итогам рассмотрения этих жалоб были отменены торги на общую сумму более 6 млрд руб., устранено нарушений по 49 закупкам на сумму около 32 млрд руб. «Считаю, что мы уже добились главной цели, которую ставили перед собой, начиная деятельность проекта «За честные закупки», – сказал Бречалов. – Это абсолютно честный, открытый и публичный проект, в рамках которого каждый гражданин может внести свой вклад в борьбу с коррупцией в госзакупках».
Основываясь на оценках экспертов, в ОНФ констатируют: сегодня с нарушениями закона оформляется порядка 60% всех госзакупок. Хитрые чиновничьи схемы вскрываются при участии тех, кто в наибольшей степени страдает от этих злоупотреблений – граждан-налогоплательщиков. Любой имеет возможность зайти на интернет-портал ОНФ и сообщить о том, какое ведомство или компанию он подозревает в сомнительных закупках. Сейчас в проекте участвуют не менее 1,5 тыс. неравнодушных граждан.
Свои плоды принесла и борьба с увеселениями за госсчет – напомним, что против корпоративов в госкомпаниях, на которые идут деньги из бюджета, выступил и президент Путин. «Государственные ведомства, госкомпании и госкорпорации стали массово отменять корпоративные мероприятия за счет бюджета после того, как ОНФ акцентировал внимание на этой проблеме. В итоге было сэкономлено более 277 млн рублей», – цитирует Бречалова пресс-служба ОНФ.
В Народном фронте обращают внимание на то, с каким поистине сказочным размахом готовятся встретить предстоящий Новый год в некоторых госкорпорациях. Проанализировав заказы на организацию праздничных вечеринок, эксперты ОНФ выяснили, что в общей сложности госкомпании и корпорации с госучастием потратят на корпоративы более 360 млн руб. Призовое место в рейтинге занял Внешэкономбанк с праздничным бюджетом в 50 млн рублей, на втором месте ОАО РЖД – 45,5 млн рублей. К слову, в начале декабря ОНФ обращал внимание властей на то, что недавние поправки в устав РЖД допускают скрытое повышение тарифов (что идет вразрез с решениями президента и правительства о нулевой ставке роста тарифов естественных монополий в 2014 году).
Дорогие корпоративы ожидаются у компании «РН-Юганскнефтегаз» – нефтяники запросили более 26 млн рублей, за ними следует Сбербанк, заключивший соответствующий контракт на 25 млн, и Банк Москвы с бюджетом примерно 19 млн рублей. «Особое внимание стоит уделить тому, что организации, пытаясь размыть и спрятать истинные траты на увеселительные мероприятия, распределяют суммы по иным статьям затрат, например «Услуги по распространению информации», «Проведение спортивно-зрелищных вечеров и концертов» или «Услуги по организации отдыха» и т. д.», – поясняют в ОНФ.
Широко отмечать Новый год – это часть нашей традиции, но трата на праздники денег, сопоставимых с расходами на социальные программы, похожа на пир во время чумы, посетовал Бречалов.