Послание Федеральному собранию, в котором Владимир Путин поднял вопрос о размытости полномочий местного самоуправления, о «выхолощенности» власти на районном уровне, вызвало дискуссию о реформе тех инстанций, которые «должны находиться на расстоянии вытянутой руки», – от мэрий городов до сельских поселений, отметил председатель правления Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин, выступая на круглом столе, который фонд организовал во вторник.
Зайдите в здание местной администрации средней руки, и зачастую первое, что вы увидите, – турникет. Может ли слуга, избранный народом, отделяться турникетами от народа?
Напомним, что президент, выступая 12 декабря перед парламентариями, констатировал: «Объем ответственности и ресурсы муниципалитетов не сбалансированы. Отсюда часто неразбериха с полномочиями. Они не только размыты, но и постоянно перекидываются с одного уровня власти на другой: из района в регион, с поселения на район и обратно». Органы местного самоуправления то и дело сотрясают и коррупционные скандалы, подчеркнул глава государства. Полномочия районных органов самоуправления в сфере образования, здравоохранения, соцзащиты переданы региональным властям, которые, в отличие от местных чиновников, не являются «самой близкой властью к людям».
Президент обратился к Всероссийскому совету местного самоуправления, Конгрессу муниципальных образований, к губернаторам и федеральным законодателям: «Давайте посмотрим на эти проблемы еще раз со всех сторон, чтобы наконец привести ситуацию в соответствие со здравым смыслом, с требованием времени».
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, ранее, еще в начале декабря, Народный фронт предложил подумать об изменении закона о местном самоуправлении, а также проработать механизмы финансовых льгот для социально ориентированных НКО. К этому призвала сопредседатель центрального штаба фронта Ольга Тимофеева на встрече с лидером движения, президентом Путиным.
В законодательстве даже отсутствует понятие «город»
«131-й закон – действующий закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» – не исчерпал себя, но он и не совершенен – за 10 лет, прошедших с момента принятия, он исправлялся 84 раза, было внесено более 200 поправок», – сказал на круглом столе председатель Всероссийского совета местного самоуправления, член комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, единоросс Вячеслав Тимченко. Но сейчас, подчеркнул депутат, «пришло время принимать, не побоюсь этого слова, и кардинальные решения, поскольку точечные правки не дали искомого результата: приближения власти к населению и активного участия населения в работе этой власти».
Однако в ходе реформы, как подчеркнул Костин, важно избежать сползания этой дискуссии в плоскость спекуляций. «Заявления по поводу политической непредставленности горожан не имеют под собой почвы с учетом того, что существуют городские округа по выборам в Госдуму, есть городские округа по выборам в законодательные органы субъектов Федерации», – пояснил в интервью газете ВЗГЛЯД Костин.
Кроме того, как напоминает эксперт, опрос «Левада-центра*», опубликованный накануне, показывает, что интерес к «чистой политике» у россиян снижается. Действительно, судя по результатам этого исследования, лишь 1% опрошенных заявили, что очень интересуются политикой, притом что 26% сообщили, что «совсем не интересуются» (в 2007 году таких было 18%).
«Представление, согласно которому городские слои не имеют политического представительства и вопрос о выборности мэров и гордум может стать частью некоей протестной повестки, сильно преувеличено», – заявил Костин.
«Представление об организованном слое «разгневанных горожан» – это пристрастный взгляд из Москвы. Точнее, взгляд представителя определенной аудитории, – подчеркивает Костин. – Социальная поведенческая модель у жителей крупных городов приходит в соответствие с тем, что мы видим в Европе, в США».
Жители заинтересованы в том, чтобы знать, к кому, на какой уровень власти надо обратиться за решением повседневных проблем, и в том, чтобы эти проблемы решались быстро и эффективно. Задача же местного самоуправления, подчеркивает Костин, «стимулировать не политическую, а гражданскую активность» населения.
«На самом деле полезно выехать из Москвы и посмотреть, как устроен муниципалитет, посмотреть на городской округ, на район, на уровень поселения. Очень освежает», – отмечает глава ФоРГО. Одна из главных реальных проблем системы местного самоуправления – отсутствие адекватной законодательной базы, уверен Костин.
Сейчас же, констатирует политолог, налицо «перехлест», пересечение и путаница границ компетенции органов госвласти и местного самоуправления, а также уровней самого самоуправления. Напомним, что, по действующему закону, система местного самоуправления в России двухуровневая: районы и поселения.
«Необходимо нормальное наполнение органов самоуправления полномочиями, разграничение полномочий и предметов ведения и обеспечение всего этого деньгами. И я надеюсь на то, что все эти вопросы будут прописаны законодательно, – отмечает Костин. – Однако сейчас в российском законодательстве даже отсутствует понятие «город».
Рождение «агломераций»
Одно из возникших в развитие президентского послания предложений – о нем упомянули и Костин, и выступавший вслед за ним президент фонда «Центр политических технологий» Игорь Бунин – на днях представил Институт социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ), возглавляемый политологом Дмитрием Бадовским.
Судя по документу, размещенному на сайте фонда, предлагается два варианта муниципальной реформы. В первом случае руководители муниципальных районов и городских округов встраиваются в систему государственной власти – назначаются главами регионов (правда, муниципальные депутаты получают право отвергнуть кандидатуру, предлагаемую губернатором).
Второй вариант: предполагается создать в региональных центрах и крупных городах некие «городские агломерации» – в их полномочия будут входить вопросы промышленной и научно-технической политики, здравоохранения и дорожного строительства. Главы агломераций, по мнению авторов проекта, должны назначаться сверху, а городские думы – составляться из депутатов, делегированных снизу – от районных муниципалитетов.
Предложение Бадовского и его коллег – далеко не единственный возможный вариант реформы местной власти, подчеркивает Костин. Главное, что сохранять статус-кво не следует – это означает консервацию накопившихся проблем.
«При нашей ментальности и наших финансовых возможностях работа двухуровневой системы местного самоуправления практически невозможна», – отметил председатель комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, президент Общероссийского конгресса муниципальных образований Степан Киричук.
По словам сенатора, когда он был во главе города, ему «приходилось много и очень долго – 15 лет – делить деньги для самоуправления: старался разделять по справедливости, но все время получал упреки – тому не дал, этому не дал». Система распределения финансовых потоков сверху и налоговых поступлений снизу должна стать более понятной, уверен Киричук.
«Что касается самого 131-го закона, то, на мой взгляд, его потенциал не исчерпан, – полагает сенатор. – Впервые в законе была заложена вариативность органов местного самоуправления – принцип, который до сих пор в должной мере не был задействован».
Но главное, подчеркивает глава комитета, власть должна стать прозрачной и доступной. «Зайдите в здание местной администрации средней руки, и зачастую первое, что вы увидите, – турникет, – заявил Киричук. – Может ли слуга, избранный народом, отделяться турникетами от народа? Не опасается ли он тех, от кого он должен быть на расстоянии вытянутой руки?»
* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента