Глава Федерального ведомства по защите конституции ФРГ (БФФ) Ханс-Георг Маасен в пятницу заявил, что разоблачение предполагаемых агентов Службы внешней разведки России стало одним из важнейших успехов спецслужб Германии за последние годы.
Понятно, что это дело связано с политической конъюнктурой и носит антироссийский характер, обусловленный, прежде всего, экономической составляющей
Накануне, как сообщала газета ВЗГЛЯД, стало известно, что немецкие прокуроры предъявили обвинение в шпионаже двум вероятным российским агентам. Дело передано на рассмотрение в высший земельный суд в Штутгарте.
Германская контрразведка впервые задержала так называемых нелегалов со времени окончания холодной войны, указал он. Арестовать предполагаемых шпионов удалось лишь благодаря «интенсивной оперативной работе» БФФ, подчеркнул Маасен, передает ИТАР-ТАСС.
По данным правоохранительных органов ФРГ, супруги, имена которых, согласно информации БФФ, – Андреас и Хайдрун Аншлаг, находились в Германии более 20 лет. Они прибыли в ФРГ в период с 1988 по 1990 год и, предположительно, работали на Службу внешней разведки России, получая до 100 тыс. евро в год. Их целью был сбор данных о деятельности ЕС и НАТО, а также общественно-политическом климате в стране.
Согласно данным прокуратуры, обвиняемые находились в постоянном контакте с Москвой. Для передачи информации использовались спутниковая связь и интернет-сайты, куда они якобы помещали зашифрованные послания. Кроме того, связь осуществлялась через некоего дипломата из МИД Нидерландов.
О задержании двух предполагаемых агентов российской разведки немецкие издания впервые сообщили 22 октября 2011 года (само задержание произошло 18 октября). Тогда сообщалось, что задержанные «русские шпионы» – 45-летняя Хайдрун и 51-летний Андреас Аншлаг – оказались семейной парой.
По документам они – выходцы из Латинской Америки с австрийскими паспортами, выданными в 2008 году. Согласно ним, мужчина родился в Аргентине, а женщина – в Перу. Спецслужбы уверены, что документы поддельные. Представитель немецкого МВД Карл-Хайнц Грундбек, однако, подтвердил, что у задержанных были действительные австрийские паспорта, но не пояснил, как их раздобыли.
По данным прессы, задержание Хайдрун произошло в тот момент, когда женщина «принимала зашифрованное радиосообщение» в своем доме в Марбурге (земля Гессен). Супруга задержали в другом городе – Балингене (земля Баден-Вюртемберг). В России тогда от комментариев отказались.
Задержание Аншлагов стало первым шпионским скандалом такого размаха после воссоединения Германии. В прессе не исключали, что он может подпортить отношения Москвы и Берлина. В Германии не раз звучали предположения контрразведки о том, что страна может стать жертвой промышленного шпионажа в первую очередь со стороны России и Китая. Однако, если судить по информации германских журналистов, «шпионов» не интересовали промышленные секреты.
Как выяснил Der Spiegel, чета вела уединенный образ жизни, ни с кем не общалась. Их соседка рассказала журналу, что практически не видела их. По словам других соседей, Андреас говорил по-немецки с явным восточным, а отнюдь не латиноамериканским акцентом. Большую часть времени он проводил в Балингене (360 км от Марбурга), куда ездил на работу, а дома отдыхал в выходные. Андреас работал в технологическом концерне Schunk Group. Полицейские изъяли с работы его компьютер.
В немецкой газете «Русская Германия» также упоминалось, что супруги жили не одни – они воспитывали дочь. Частный дом, в котором проживали арестованные, был взят ими в аренду летом 2010 года – якобы для того, чтобы их дочь смогла спокойно посещать местный университет, известный на всю Германию. Однако о судьбе дочери с тех пор ничего не известно.
Объектом внимания местных спецслужб подозрительная пара стала после того, как в 2010 году ФБР раскрыло в США российскую сеть агентов-нелегалов. Аншлаги контактировали с Анной Чапман – одной из фигуранток российско-американского шпионского скандала. Тогда же ФБР рассекретило досье на «русских шпионов», опубликовав различные фото-видеоматериалы.
Сообщения о «разоблачении российской шпионской сети» в США последовали через несколько дней после визита президента России Дмитрия Медведева в Соединенные Штаты. Американская прокуратура предъявила всем десятерым (11-й фигурант бежал) обвинения в преступном сговоре с целью работы в качестве «тайных агентов правительства Российской Федерации без предварительного уведомления министра юстиции», фактически – в незаконном лоббизме, а также отмывании денег.
После судебного разбирательства и признания «русскими шпионами» своей вины Россия обменяла десять задержанных шпионов на четверых заключенных: Александра Запорожского, Геннадия Василенко, Сергея Скрипаля и Игоря Сутягина, которые отбывали сроки за шпионаж в России, но были помилованы президентом Дмитрием Медведевым.
Позже Анна Чапман, получившая после этих событий широкую известность в России, и другие герои «шпионского скандала» получили награды из рук президента Медведева. Встречался с ними и премьер Владимир Путин.
Доказать свою необходимость
Российские эксперты напоминают, что спецслужбы в подобных случаях далеко не всегда доводят дело до суда, ограничиваясь высылкой или обменом на своих собственных разведчиков, задержанных при аналогичных обстоятельствах.
Дмитрий Абзалов, вице-президент Центра стратегических коммуникаций, напоминает, что из США за последнее время было выслано много представителей иностранных спецслужб. Он не исключает, что сторонники жесткого курса внутри немецких силовых структур хотели бы охладить отношения Москвы и Берлина.
«Понятно, что это дело связано с политической конъюнктурой и носит антироссийский характер, обусловленный, прежде всего, экономической составляющей, – сказал Абзалов газете ВЗГЛЯД. – Сейчас Газпром ведет переговоры с Еврокомиссией по вопросам, в том числе формирования единых подходов в торговле голубым топливом. Еврокомиссия, как известно, давит на Газпром. Одним из партнеров Москвы является Германия, куда она уже построила нитку газопровода, и именно Германия является одним из перспективных союзников Москвы. Сюда же накладывается ситуация вокруг Сирии, попытки протащить в Совет Безопасности ООН жесткую резолюцию по Сирии».Абзалов также не исключает, что германская контрразведка решила довести дело Аншлагов до суда, чтобы доказать обществу свою необходимость – на фоне реформы, которую переживает это ведомство.
«Здесь тоже есть логика – это связано с политикой сокращения расходов, проводимой во Франции, Великобритании, Германии, – напомнил Абзалов. – В связи с этим необходимо обосновать государственные расходы по этой линии. Это тоже может быть внутренним фактором, который играет значительную роль».