Госдепартамент США накануне официально подтвердил информацию о закрытии российского отделения Агентства США по международному развитию.
Так что не стоит обольщаться на тему того, что США решили стыдливо свернуть такого рода проекты
«США недавно получили сообщение о решении российского правительства прекратить деятельность USAID в Российской Федерации. Мы очень гордимся достижениями агентства в России за последние два десятилетия, и мы продолжим работать с нашими партнерами над ответственным завершением программ или их переводу. В то время, когда физическое присутствие USAID в России подходит к концу, мы остаемся преданными делу поддержки демократии, защиты прав человека и делу развития более здорового гражданского общества в России и ждем продолжения работы с российскими неправительственными организациями», – говорилось в сообщении, распространенном Госдепом от имени Виктории Нуланд.
В российском МИДе в среду пояснили, что решение о закрытие USAID было связано с несколькими причинами. «Такое решение вызвано, в первую очередь, тем, что характер работы представителей Агентства в нашей стране далеко не всегда отвечал заявленным целям содействия развитию двустороннего гуманитарного сотрудничества. Речь идет о попытках влиять через распределение грантов на политические процессы, включая выборы различного уровня, и институты гражданского общества. Серьезные вопросы вызывала активность AMP в российских регионах, особенно на Северном Кавказе, о чем мы неоднократно предупреждали наших американских коллег», - отмечалось в комментарии официального представителя министерства Александра Лукашевича, размещенном на сайте ведомства.
В качестве второй причины на Смоленской площади назвали то, что Россия отказывается от статуса получателя помощи развитию во всех международных организациях. «Российское же гражданское общество стало вполне зрелым и не нуждается во «внешнем руководстве», - пояснил Лукашевич.
Суверенное право
«Получать или не получать помощь – суверенное право каждой страны. Более чем за 20 лет, что мы работали в России с момента распада Советского Союза, мы потратили в общей сложности около 2,7 миллиарда долларов. Бюджет USAID на 2012 год составляет порядка 50 миллионов долларов в дополнение к программам по развитию гражданского общества. Мы продолжим искать пути сотрудничества с теми членами российского гражданского общества, которые хотят продолжать с нами работать», – позднее пояснила она журналистам, добавив, что закрытие представительства не скажется на отношениях двух государств.
Информация о возможном прекращении деятельности агентства появилась еще в августе. Как писали «Известия», уже тогда агентство снизило финансирование своей деятельности из-за «потери интереса» к России.
Несмотря на обещание Госдепартамента продолжить оказывать поддержку российским НКО, известие о закрытии USAID испугало правозащитников, истолковавших произошедшее как последствие недавно принятого в России закона об НКО. Напомним, последний закрепил за неправительственными организациями, живущими за счет иностранных средств, требование регистрироваться в качестве «иностранных агентов», при этом, впрочем, не ограничивая саму возможность получения зарубежного финансирования.
Американские благотворители
Аналогичные страхи озвучили и ее коллеги по правозащитной деятельности, не исключившие, что вслед за USAID свернуть работу могут и другие иностранные фонды. В частности, как заявил глава движения «За права человека» Лев Пономарев, они могут стать «изгнанниками» в России. «Это значит, что правозащитники не смогут выполнять своих функций по отношению к тысячам граждан, права которых нарушаются», – отметил он в интервью РИА «Новости».
Глава правозащитной ассоциации «Голос» Лилия Шибанова, в свою очередь, заметила, что USAID очень многое сделало «для российской общественности, для поддержки правозащитного сектора, для поддержки свободной журналистики в России», и добавила, что уход агентства ставит под угрозу проекты ассоциации.
Впрочем, в ЦИКе, также получавшем гранты от USAID, уже заявили, что не стоит драматизировать ситуацию. Как напомнила член комиссии Майя Гришина, наблюдение на выборах могут осуществлять представители кандидатов, а также избирательных объединений. «Они направляют своих членов с совещательным голосом в избирательные комиссии, их наблюдатели присутствуют на участках в день голосования. Что же касается других организаций, то они осуществляют свою деятельность в соответствии с их уставными целями. Они, как правило, оказывают консультативные услуги и напрямую в наблюдении не участвуют», – пояснила она.
Напомним, USAID, являющееся независимым агентством американского федерального правительства, начало работу в России в 1992 году. Агентство сотрудничало как с органами государственной власти, так и с некоторыми негосударственными организациями, например, с Московской Хельсинкской группой, Институтом экономической политики, ассоциацией «Голос», обществом «Мемориал*».
Джон Маккейн уже назвал произошедшее оскорблением Соединенным Штатам и бревном в глазу администрации Обамы
В прошлом году стало известно, что именно через эту структуру финансовую помощь из США получают и представители несистемной оппозиции. Как признался тогда в интервью газете «Московский комсомолец» член политсовета подмосковной «Солидарности» и ПАРНАС Максим Петрович, сотрудники агентства работают в американском посольстве в Москве и «весьма активно опекают наших оппозиционеров и правозащитников: выделяют им деньги на акции, опрашивают по интересующим американцев вопросам, по всей видимости, дают определенные задания».
По его словам, схема получения денег была проста: Госдеп выделяет крупнейшим американским «неправительственным организациям», в первую очередь Агентству США по международному развитию (USAID) и Национальному фонду поддержки демократии (NED), сотни миллионов долларов на «поддержание демократии» по всему миру. Часть средств, рассказывал он, в дальнейшем USAID переводит в качестве грантов американским неправительственным организациям рангом пониже, таким как «Международный республиканский институт» (IRI) и «Национальный демократический институт» (NDI).
«А те уже по собственным программам с благозвучными названиями выделяют деньги в виде «пожертвований» российским фондам, таким как «Образ будущего». Итак, схема такова: Госдеп – USAID – IRI – «Образ будущего». Получатель – неправительственная организация, и жертвователь – тоже неправительственная, но первоисточник денег – федеральный бюджет Соединенных Штатов Америки. Такой вот нехитрый фокус», – пояснял Петрович.
Под другим соусом
Известие об уходе USAID из России уже вызвало критику в адрес Белого дома со стороны оппонентов Барака Обамы. Бывший соперник нынешнего президента США на прошлых выборах сенатор Джон Маккейн уже назвал произошедшее «оскорблением Соединенных Штатов и бревном в глазу администрации Обамы, которая постоянно восхваляла успехи так называемой «перезагрузки». «Правительство России, которое становится все более и более автократичным, хочет ограничить возможность своих граждан свободно и по собственному выбору работать с американскими партнерами над продвижением прав человека, демократии и законности в России. Если защита каких-либо из этих принципов занимает хотя бы какое-то место в подходе администрации к отношениям с Россией, эти позорные действия российского правительства должны вызвать резкую критику на самом высоком уровне в Белом доме и в Госдепартаменте», – говорится в его заявлении.
Наблюдатели, впрочем, считают утверждение о том, что USAID уходит лишь под давлением российских властей, лукавым.
«Объяснения, которые давал сам Госдепартамент, не вполне адекватные. После принятия закона об НКО американским фондам стало затруднительно достигать тех целей, которые они ставили перед собой. Ведь поддержка тех НКО, с которыми они работали, подразумевала условие, что характер выделяемых средств остается анонимным. Очевидно, что это входило в расчеты как тех, кто давал деньги, так и тех, кто их получал. А теперь, когда в соответствии с законодательством необходимо назвать кошку кошкой, они предпочитают уходить», – пояснил газете ВЗГЛЯД заместитель директора Центра политической конъюнктуры России Алексей Зудин.
Он также отметил, что Госдеп в своем заявлении дал ясно понять, что он не намерен прекращать поддержку российских НКО. «То есть деятельности они своей не прекратят, а лишь изменят ее форму», – добавил эксперт.
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин в свою очередь не исключил, что США решили провести ребрендинг всей своей политики, направленной на распространение демократии. «USAID – организация не пугливая. Так что испугать ее каким-то законом об НКО, который не запрещает, а лишь регламентирует некоторые финансовые потоки, невозможно. Судя по всему, USAID является уже отработанным материалом, дискредитировавшим себя во многих странах, и речь идет о постепенном сворачивании бизнеса», – предположил он в разговоре с газетой ВЗГЛЯД.
Эксперт убежден, что на смену USAID обязательно придет менее раскрученный в негативном смысле новый фонд. «Работа по мониторингу и отстаиванию интересов США, в том числе и в России, будет продолжена. Так что не стоит обольщаться на тему того, что США решили стыдливо свернуть такого рода проекты», – считает Мухин.
* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента