Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

7 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

8 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
25 июля 2012, 10:39 • Политика

Последнее предупреждение

Березовский нашел лазейку в законе об НКО

Последнее предупреждение
@ Reuters

Tекст: Ольга Гриценко

Минюст предупредил финансируемые из-за рубежа НКО о последствиях игнорирования нового требования по регистрации в качестве «иностранных агентов». Ранее представители ряда живущих на иностранные гранты некоммерческих организаций заявили о том, что будут бойкотировать новый закон. А Борис Березовский уже придумал, как его обходить.

Минюст напомнил финансируемым из-за рубежа НКО о том, что по новому закону он имеет право приостановить их деятельность в случае, если организации не пожелают регистрироваться в качестве «иностранных агентов».

Любой закон создан для того, чтобы думающие люди смогли найти в нем лазейки

«Деятельность некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, но не исполнившей названное требование закона, приостанавливается решением уполномоченного органа на срок не более шести месяцев. Ответственность за злостное уклонение от исполнения обязанностей, определенных законодательством РФ о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента, будет установлена Уголовным кодексом РФ», – заявили «Интерфаксу» в пресс-службе ведомства.

Напомним, закон, обязывающий живущие на зарубежные гранты и занимающиеся политической деятельностью НКО зарегистрироваться в качестве «иностранного агента», был подписан президентом Владимиром Путиным в минувшую субботу. Ожидается, что новое требование вступит в силу через 120 дней после публикации.

Представитель Минюста пояснил, что в случае приостановления деятельности НКО она теряет право учредителя СМИ, ей запрещается проводить массовые акции и публичные мероприятия, использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных ее действиями, уплате налогов, сборов и штрафов. «Если в течение установленного срока приостановления деятельности указанная некоммерческая организация представит в уполномоченный орган заявление о включении ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, она возобновляет свою деятельность со дня ее включения в данный реестр», – добавил он.

Ранее ряд НКО заявили о своем намерении бойкотировать новый закон. «Мы никогда не будем агентами и не подчинимся этому закону. Мы – агенты российских граждан. Мы будем продолжать получать иностранные гранты и будем говорить об этом открыто», – заявлял в этой связи лидер движения «За права человека» Лев Пономарев.

«При всех попытках принудить нас добровольно идти на гильотину, мы будем судиться, надеемся выиграть. Если мы проиграем в наших судах, мы обратимся в Конституционный суд, а дальше будем обращаться в Европейский суд по правам человека», – в свою очередь заявляла глава комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина.

Аналогично отреагировала и Московская Хельсинкская группа, в которой заявили, что они вообще откажутся от иностранных грантов и сократят из-за этого ряд своих проектов.

«Мы попробуем начать новую эру – работать на российские деньги. Придется ограничить программы, сократить штат», – отмечала глава МХГ Людмила Алексеева.

Не изменилась позиция представителей НКО и после предупреждения Минюста. «Очевидно, что отказываться от грантов мы не намерены. Добровольно регистрироваться в реестре организаций, исполняющих функции зарубежных агентов, мы также не намерены», – заявил один из руководителей центра «Мемориал*» Олег Орлов.

Политологи, комментируя столь жесткую реакцию со стороны НКО, отмечали, что те боятся потерять деньги. «Наиболее ярко против этого закона выступили те организации, некоторые из которых уже десятки лет работают на иностранные деньги и боятся их потерять. Эти организации ангажированы и заинтересованы в продолжении этого денежного потока. По сути, они являются политическими, но если они открыто скажут об этом, то по зарубежным законам их финансирование прекратится», – заявлял в этой связи президент Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев.

В свою очередь член Общественной палаты РФ Ольга Костина считает, что властям не стоит жестко реагировать на решение некоторых НКО не выполнять требования закона.

«Даже если одна сторона идет на эскалацию, если это не жесткое, не на грани уголовного фола, нарушение закона, то, наверное, надо искать какие-то способы договариваться. Разумный компромисс возможен. Если целая группа наших довольно известных коллег начнет такую фронду, то, в известной степени, это будет правовой коллапс – надо будет принимать меры или изменять закон», – считает она.

Критике подвергся закон об «иностранных агентах» и со стороны США. «Мы обеспокоены новым российским законом о гражданском обществе, который был подписан президентом Путиным в минувшие выходные дни. Данный закон предъявляет обременительные требования к защитникам прав человека, группам, занимающимся борьбой с коррупцией и укреплением институтов демократии», – отметила официальный представитель внешнеполитического ведомства Виктория Нуланд.

Вместе с тем НКО уже предлагают искать лазейки, которые позволят им обойти новое требование. «Любой закон создан для того, чтобы думающие люди смогли найти в нем лазейки, которые позволят уклониться от его выполнения, причем легальными способами», – заявил в интервью «Известиям» скрывающийся в Лондоне олигарх Борис Березовский.

По его словам, ему и финансируемым им НКО новый закон не грозит. «Дело в том, что я не раскрываю информацию о том, кого я спонсирую в Российской Федерации, поскольку все мои инвестиции в Россию и не только в нее отслеживаются сотрудниками ФСБ. Я как поддерживал тех, кого считал нужным, так и продолжу поддерживать. А благодаря моей схеме источник происхождения этих средств для российских силовых структур остается и останется неопознанным», – сказал он.

Уязвимость закона признают и в Госдуме. «Хиллари Клинтон на встрече с правозащитниками и грантополучателями в Санкт-Петербурге говорила о том же, что и Борис Березовский: «Вы не беспокойтесь, мы найдем формы вашего финансирования, чтобы российский народ не узнал об этом». Схемы обхода закона есть, и они достаточно разнообразны. Если не скроется хотя бы три четверти этого «инвестирования», то это уже очень хорошо, так как изменит для россиян видение политической ситуации в стране», – считает депутат Евгений Федоров.

* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента

Комментарии экспертов

Леонид Поляков, доктор философских наук, замдекана факультета политологии ГУ-ВШЭ
Леонид Поляков, доктор философских наук, замдекана факультета политологии ГУ-ВШЭ
Я думаю, что эти заявления сделаны сгоряча, потому что сейчас атмосфера достаточно накалена. Только-только прошла острая дискуссия, и, конечно, люди на взводе. Сами себя подогревают, сами себя пугают, нагнетают разные страхи. <br> Я считаю, что по прошествии времени, а закон вступит в силу только через 120 дней после его опубликования, все-таки здравый смысл возобладает, потому что ничего принципиально нового в жизни НКО не появляется. Необходимо будет только записаться в специальный реестр, притом только в том случае, если эти НКО получают иностранное финансирование и сознательно намереваются участвовать в политике. <br> Судя по тому, как наши граждане отреагировали на вопрос ВЦИОМа о том, допускают ли они участие в политике НКО с иностранным финансированием, а 64% респондентов ответили отрицательно, очевидно, что граждан эта тема волнует, им хотелось бы знать, действительно ли та или иная организация, занимающаяся политикой, является при этом тем, кто в законе называется выполняющим функции иностранного агента. <br> Вообще закон в этом смысле даже намеренно идет против общественного мнения. 374 депутата, которые проголосовали за закон, я бы сказал, это смелые люди, потому что они взялись противоречить мнению большинства. По всей видимости, депутаты считают, что если процедура мониторинга и контроль, которые описаны в законе, будут выполняться, то никакой угрозы для страны не будет. // ВЗГЛЯД

Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, кандидат исторических наук
Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, кандидат исторических наук
Во-первых, некоторые НКО стремятся показать высокую степень автономии от российских властей. Во-вторых, что они не будут играть по изменившимся правилам. Я думаю, что эта позиция не является для них выигрышной. Собственно, каков бы ни был закон, они заявляют о готовности его нарушить. Я думаю, что общественное мнение воспримет это скорее негативно.<br> Если суд примет сторону НКО и им удастся добиться отмены закона или частичной коррекции, естественно, они будут вправе это делать, и именно так это будет воспринимать общественное мнение. Но учитывая то, что закон вступил в силу, и то, что, скажем, суд примет решение, в соответствии с которым их требования не будут удовлетворены, а они будут по-прежнему демонстративно нарушать закон, то, я думаю, общественное мнение с этим не согласится и их позицию не примет. // ВЗГЛЯД
..............