Общественный резонанс вокруг президентского Совета по правам человека не утихает, и выборы новых его членов вряд ли обойдутся без самой ожесточенной полемики.
Если шансы на членство в Совете у Парфенова и Глинки высоки, то участие радикального Газаряна – под сомнением
Как уже сообщала газета ВЗГЛЯД, рабочая группа СПЧ с участием представителей администрации президента рассмотрела 190 анкет, которые поступили от некоммерческих организаций, уполномоченных по правам человека и членов Совета. «Из 190 анкет осталось 83. 107 отклонены», – сказал после заседания рабочей группы глава Совета Михаил Федотов.
Напомним, что ранее из Совета вышли Ирина Ясина, Светлана Сорокина, Федор Лукьянов, Ида Куклина, Александр Аузан, Светлана Ганнушкина*, Юрий Джибладзе, Татьяна Малева, Дмитрий Орешкин*, Эмиль Паин, Елена Панфилова. Покинули организацию также Игорь Юргенс, Валентин Гефтер, Борис Пустынцев и Людмила Алексеева.
Всего, по словам Федотова, из 83 кандидатов будет отобрано 39 человек (по три на каждое направление), которые и будут представлены президенту. Не прошедшие «федотовскую чистку» Александр Брод и Мария Арбатова уже раскритиковали список: первый – за его клановость, вторая – за боязнь «огорчить Путина». В целом же можно заметить, что общественная и политическая позиция многих претендентов далека в равной мере как от либеральной, так и от охранительской парадигмы.
Люди со схожими взглядами в представленном списке есть, но представляют они те направления деятельности, которые во всем мире имеют лишь одно, нужное государству, толкование.
Так, например, в группе «Защита прав человека на Северном Кавказе, содействие формированию гражданского мира и искоренению терроризма в СКФО» нет никого, кто бы придерживался сколь бы то ни было радикальной позиции, а самым очевидным кандидатом на вхождение в СПЧ очевидно является телеведущий и публицист Максим Шевченко, известный своими государственническими взглядами.
Также никакой сложности не возникнет и с группой «Защита прав человека на постсоветском пространстве и в других регионах мира». Правда, в группе присутствует Ирина Хакамада (являющаяся для многих еще памятным раздражителем, но давно уже не ведущая никакой политической деятельности), но очевидно, что либеральные взгляды не помешают защищать права соотечественников за пределами России и ей.
Нет никаких явных идеологических разногласий и у кандидатов из группы «Защита общества от агрессивного национализма, ксенофобии и экстремизма», а тот факт, что представители «агрессивного национализма, ксенофобии и экстремизма» в список не попали, в особых объяснениях не нуждается, учитывая, что противостоять здесь приходится нарушителям нескольких статей УК РФ.
Однако уже на стадии отбора кандидатур очевидно, что, по крайней мере, по нескольким направлениям интернет-сообществу придется выбирать не просто понравившихся или запомнившихся претендентов, но противоположные точки зрения на те или иные проблемы.
Елизавета Глинка и Михаил Терентьев
Михаил Терентьев (Фото: РИА "Новости") |
Так, в группу по защите прав инвалидов и бездомных вошли общественники с такими полярными позициями, как Елизавета Глинка, известная в интернете как Доктор Лиза, и депутат Госдумы от «Единой России» Михаил Терентьев.
Елизавета Глинка – исполнительный директор фонда «Справедливая помощь», чрезвычайно популярного в интернете среди оппозиционеров. Она не раз критиковала деятельность чиновников и несовершенство законодательных механизмов оказания помощи бездомным и смертельно больным людям. В 2010 году Глинка занималась снаряжением добровольческих бригад для тушения лесных пожаров. Тогда же случился ее конфликт с порталом «Единой России», журналисты которого обратились к Глинке за комментарием.
В отличие от Глинки Михаил Терентьев с чиновниками не конфликтует, более того, второй раз подряд становится депутатом Госдумы по спискам «Единой России». Терентьев занимается защитой прав инвалидов и поддержкой Паралимпийского движения, координирует взаимодействие партии власти с объединениями инвалидов. Он является участником заседаний Совета при президенте по делам инвалидов и выступает за включение в государственные программы разделов о потребностях людей с ограниченными возможностями.
Можно сказать, что Елизавета Глинка и Михаил Терентьев олицетворяют собой два различных подхода: с одной стороны, это стихийное волонтерское движение, которое активизируется во время резонансных катастроф и объединяется вокруг таких фондов, как «Справедливая помощь». Такие люди занимаются в основном адресной помощью. С другой стороны – сторонники законодательного регулирования прав социально уязвимых категорий населения в лице Михаила Терентьева.
Сурен Газарян и Павел Гусев
Павел Гусев (Фото: РИА "Новости") |
Еще одной важной общественной оппозицией, представленной среди кандидатур в Совет, является разделение на «журналистов-активистов» и представителей традиционных медиа. В качестве представителя первой группы в списке значится ставший знаменитым после разоблачения «дворцов элиты» в Сочи краснодарский эколог Сурен Газарян, за вторых играет бессменный главный редактор «Московского комсомольца», доверенное лицо Владимира Путина на прошедших президентских выборах Павел Гусев.
Разница подходов в случае с Гусевым и Газаряном состоит в том, что первый олицетворяет собой практику активиста, который публикует результаты своей деятельности в блоге, а второй руководит СМИ, журналисты которого пусть и высказывают критические по отношению к власти позиции, но не используют свою работу в качестве прикрытия для политической деятельности.
Очевидно, что группа «Защита гласности, прав журналистов и свободы информации», в которую включены оба кандидата, должна будет, в том числе, и разграничить (возможно, законодательно, возможно, на практике) понятие «журналист» и «активист», которые – в теории – не должны совпадать. Также не могут совпадать и методы защиты журналистов и активистов, хотя и те, и другие являются распространителями информации. В одном случае она объективна, в другом – политически ангажирована.
Леонид Парфенов и Радик Батыршин
Леонид Парфенов (Фото: ИТАР-ТАСС) |
Еще одно направление, в котором есть явное общественное противостояние, – это общественное телерадиовещание. Здесь на голосование представлены кандидатуры председателя телерадиокомпании «Мир», а в прошлом заместителя гендиректора ВГТРК Радика Батыршина и известного журналиста Леонида Парфенова.
Батыршин, как и Парфенов, в 90-х работал на НТВ, однако в 2001 году ушел руководить дирекцией интернет-вещания ВГТРК и с тех пор работал в компании заместителем генерального директора, в 2006-м перейдя на должность директора радиостанции «Маяк». Продюсировал «Прямую линию с Владимиром Путиным» с 2002 по 2007 годы. В ноябре 2007-го решением Совета глав правительств СНГ назначен председателем МТРК «Мир».
В свою очередь Леонид Парфенов после увольнения с НТВ ушел в «свободное плавание» – начал снимать документальные фильмы для Первого канала и писать книги. Парфенов не раз выступал на митингах оппозиции, заявляя о цензуре на федеральных телеканалах и требуя вернуть СМИ свободу слова.
Очевидно, что такие разные люди, как Батыршин и Парфенов, представляют два полярных лагеря: тех, кто обвиняет власть в цензуре и требует свободы слова, и тех, кто работает «в системе» и считает, что необходимая свобода для этого у них есть.
Мнения экспертов относительно кандидатур в Совет разделились. Вячеслав Данилов, главный редактор сайта Liberty.ru, полагает, что «мы видим больше медийно-значимых персонажей, вроде Парфенова, чьи успехи на ниве правозащиты мне не известны. В этом совете неплохо было бы видеть людей, реально занятых вопросами соблюдения прав человека. Например, людей, занятых вопросами гендерного равенства, ну хотя бы Надю Плунгян, если не Линор Горалик или Марию Арбатову. По вопросам проблем отцовства – как будто у нас их нет? Мне непонятно, почему нет Людмилы Альперн, коли уж есть Валерий Абрамкин?»
Впрочем, есть, по мнению Данилова, и удачные предложения. «Хорошо, наверное, что в состав придет Доктор Лиза. Это человек, который имеет дело с людьми отверженными, живыми трупами, которые все еще наши граждане, у нее огромный опыт организационной работы, работы с волонтерами», – заявил он газете ВЗГЛЯД.
Исполнительный директор Фонда стратегических коммуникаций Антон Юртаев в свою очередь полагает, что даже несмотря на то, что «многие известные кандидаты имеют довольно критический взгляд на политику власти, они – активные участники оппозиционных акций, к ним прислушиваются люди и их невозможно игнорировать».
Важным включение в список активных оппозиционеров Юртаев считает еще и по другой причине. «Раньше у Парфенова или Глинки была возможность только критиковать власть под шум Болотной и Сахарова. Теперь ответственность за принятия тех или иных решений будет лежать и на них. Однако делать выводы еще рано. Будущим членам Совета предстоит пройти интернет-голосование. И только после этого список ляжет на стол президента. И если шансы на членство в Совете у Парфенова и Глинки высоки, то участие радикального Газаряна – под сомнением», – полагает эксперт.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом