США не исключают возможности открытия в Таджикистане оперативного центра американских военных сил после закрытия американской базы «Манас» в Киргизии. Об этом заявил в пятницу на встрече с президентом республики Эмомали Рахмоном конгрессмен Дэн Бертон.
Даже если будет установлена база в Узбекистане, США не хотят зависеть от одной страны, как это было уже в 2005 году, когда их просто выкинули оттуда
Бертон пообещал, что США увеличат объемы помощи таджикским военным и пограничникам после ухода из соседнего Афганистана в 2014 году, передает «Интерфакс». Он также подчеркнул, что США высоко ценят роль России в деле поддержания стабильности в регионе, и поэтому все вопросы, связанные с возможным размещением в Таджикистане американского контингента, будут согласованы с Москвой.
Отметим, что не далее как в 2010 году помощник госсекретаря США по странам Южной и Центральной Азии Роберт Блейк заявлял, что американцы не планируют открывать военную базу в Таджикистане и надеются лишь на более тесное военно-техническое сотрудничество с Душанбе. Но, по данным прессы, тогда же Блейк негласно уже обсуждал с руководством Таджикистана возможность использования расположенного в республике аэродрома «Айни» военно-воздушными силами США.
Торг вокруг аэродрома ведется давно. На него претендуют сразу три страны – не только США, но также Индия и Россия. Таджикские власти не раз твердили, что не передадут «Айни» никому, кроме Москвы, но пока так этого и не сделали.
Таджикский политолог Парвиз Муллоджанов в интервью газете ВЗГЛЯД напомнил, что возможность предоставления аэродрома «Айни» в пользование США обсуждалась американцами еще во время планирования своей операции в Афганистане.
«Тогда они просили таджикское правительство организовать военную базу или перевалочный пункт для своих войск в Афганистане. Но в 2001–2003 годах был выбран по различным причинам Узбекистан, в том числе потому, что он был менее экономически зависим от России», – сказал Муллоджанов газете ВЗГЛЯД.
По его мнению, вопрос теперь снова стал предметом переговоров, поскольку американцы в 2014 году выходят из Афганистана и хотят проторить как можно больше маршрутов вывода и дальнейшего снабжения войск, которые все же останутся в регионе.
«Пакистан опасен. Поэтому для американцев очень выгоден маршрут через Среднюю Азию. В то же время, даже если будет установлена база в Узбекистане, они не хотят зависеть от одной страны, как это было уже в 2005 году, когда их просто выкинули оттуда, поэтому они заранее обговаривают несколько маршрутов», – заключил политолог.
«Весьма приличные дивиденды»
Появление в Душанбе десанта американских конгрессменов совпало с очередной ссорой межу Душанбе и Москвой, которая стала достоянием гласности неделю назад. Как уже писала газета ВЗГЛЯД, выяснилось, что переговоры по аренде российской военной 201-й базы, дислоцированной недалеко от таджикской столицы, зашли в полный тупик.
По мнению российского Минобороны, таджики выставили совершенно запредельную цену. Уже тогда эксперты предположили, что завышенная цена станет для Душанбе лишь поводом, чтобы расстаться с российскими военными, а взамен пригласить американцев.
Накануне вице-премьер России Дмитрий Рогозин заявил, что на позицию Таджикистана в этом вопросе может косвенно влиять НАТО. По его мнению, позиция Таджикистана, а также Узбекистана, приостановившего свое участие в ОДКБ, обусловлена таким «фактором влияния», как присутствие в Афганистане крупной воинской группировки – Международных сил содействия безопасности.
Москва в пятницу жестко дала понять, что не намерена платить за аренду больше, чем предлагала раньше. Министр обороны Анатолий Сердюков выразил уверенность, что Россия будет арендовать 201-ю российскую военную базу на территории Таджикистана после 2014 года на прежних финансовых условиях.
По мнению министра, Россия предлагает «достаточно приличные условия». «Само наличие базы в Душанбе дает таджикской стороне весьма приличные дивиденды в виде инвестиций, выплаты налогов и рабочих мест», – отметил Сердюков.
При этом он подчеркнул, что российская сторона не рассматривает военно-техническую помощь, оказываемую Таджикистану, как некий бартер. «Военно-техническая помощь – это военно-техническая помощь, а все, что связано с нашей базой и ее функционированием, – это другое», – пояснил министр.
Сердюков напомнил, что в ходе двусторонней встречи президентов России и Таджикистана еще в сентябре президенты обеих стран поручили своим дипломатам и военным до октября подготовить согласование договора о продлении аренды базы на 49 лет. «Мы послали в Душанбе в ноябре прошлого года наш вариант. Ждем, когда там его изучат. Рассчитываем на позитивную реакцию таджикистанской стороны», – сказал министр.
В Душанбе, похоже, названной ценой по-прежнему недовольны. Высокопоставленный источник, близкий к переговорному процессу, заявил в пятницу, что Таджикистан действительно изучает предложения России, но при этом готовит встречные предложения.
#{ussr}Источник не исключил, что соглашение будет подписано до конца года, но при этом подчеркнул, что «Таджикистан никуда не торопится». «Мы действительно получили российский вариант соглашения о 201-й РВБ, предлагаемый к подписанию, но говорить о том, что Таджикистан безоговорочно его подпишет, преждевременно», – сказал источник.
Ранее некоторые СМИ утверждали, что Таджикистан потребовал от России $300 млн ежегодно в качестве аренды. Источник в Душанбе признал эту сумму «слишком завышенной», а 49 лет действия соглашения – «слишком большим сроком». «Мы полагаем срок в 10–20 лет с возможной пролонгацией на такой же срок наиболее оптимальным», – отметил источник.
«Для войны с Ираном»
Руководитель Центра военного прогнозирования, кандидат военных наук, полковник в отставке Анатолий Цыганок отметил, что американцы вновь усиливают свое присутствие в Центральной Азии не только для продолжающейся борьбы с талибами, но потому, что готовят «площадку подскока» на случай войны с Ираном.
«Надо понимать, что американцы уже договорились с Узбекистаном. Видимо, российские войска должны будут выйти из этой «площадки подскока», чтобы американцы туда вошли. Потому-то президент Таджикистана хотел бы покупать дополнительное оружие не только у России», – пояснил газете ВЗГЛЯД Цыганок.
Однако «Айни», по его словам, ни в коем случае не будет передан США, потому что «на этом аэродроме сейчас находится авиация Индии, а это все наши российские самолеты». Эксперт считает, что российские военные все равно в республике останутся, это выгодно Душанбе, но за это он хочет выбить из Москвы как можно больше денег. «Таджикистан делает все для того, чтобы группировка российских войск в Таджикистане для России обходилась значительно дороже», – пояснил он.
Более серьезная проблема, по его мнению, заключается в том, что Таджикистан, по сути, постепенно лишил российских военных доступа к афганской границе, которую те раньше охраняли. «Таджикистан делает все для того, чтобы эта граница охранялась не россиянами, а самими таджиками – с присутствием американской технологии. И за последние полтора года именно на американские деньги проводится укрепление границы», – пояснил он.
«Американцы поставляют чуть ли не задаром свое оборудование, которое практически заменяет то оборудование, которое было с российской стороны. Кроме того, американцы обучают военнослужащих пограничных войск. И, судя по всему, последние два года российские пограничники почти не участвовали в охране госграницы с Афганистаном», – полагает эксперт.
Как отмечает эксперт, пока никто не знает, как сложится обстановка в Афганистане после вывода американских войск в 2014 году, как сильно, например, усилится наркопоток через эту границу.
Цыганок сомневается, что 201-ю российскую базу Таджикистан все же решится пересдать американцам. «Не думаю, что американцы там появятся. Таджикистан первый обратился к России, чтобы там были российские войска. Кстати говоря, именно российские войска решили проблему гражданской войны в Таджикистане. Они разъединили там воюющие стороны», – напомнил он.
Кроме этой базы, напомнил Цыганок, у России в республике есть и оптико-электронная станция обнаружения и распознавания космических объектов (ОЭС) «Окно». Она контролирует большую часть азиатского континента. «Эта проблема для России тоже очень важна», – сказал Цыганок.
Цыганок напомнил, что третьим геополитическим игроком в этом регионе уже стал Китай. «Президенту Таджикистана очень сложно маневрировать в этой ситуации. Он хочет уйти от России, но там еще присутствует и китайская сторона».
Поскольку он находится под влиянием сразу трех сторон, неизвестно, как поведет себя президент Таджикистана, считает эксперт. Вокруг него есть «как сторонники пребывания российских войск в Таджикистане, так и враги, которые не хотят сотрудничать с Москвой и надеются, что у них лучше сложатся отношения с Вашингтоном».