С 1 июля на сайте СПЧ начнется открытое обсуждение кандидатов в Президентский совет по правам человека, которые займут ставшие вакантными в совете места. Между тем ряд известных общественных деятелей уже заявили о готовности побороться за членство в СПЧ.
«И готов в этот совет войти»
Новая процедура по своей сути и форме напрямую отвечает целям и задачам как самого Совета по правам человека, так и общества в целом
В среду руководитель екатеринбургского фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман* сообщил в своем блоге, что будет претендовать на место в СПЧ. «Узнал, что меня выдвинули в Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Всего выдвигаются 39 человек, из них путем интернет-голосования будут отобраны 13. Если голосование будет сколько-то честным и прозрачным, у меня есть шанс войти», – сообщил он в среду.
Он считает, что «это уже другой уровень и иная платформа для работы». «И готов, если за меня проголосуют, в этот совет войти. Полагаю, что в любом случае за мной остается право оставаться самим собой», – отметил Ройзман.
Между тем в последние дни разгорелся скандал вокруг «Города без наркотиков», где проходили лечение наркоманы. По заявлению одного из реабилитантов фонда в городе Березовский (Свердловская область) было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 116 УК РФ (нанесение побоев из хулиганских побуждений). Позже стало известно о втором деле против фонда, возбужденном по ч. 1 ст. 127 УК РФ (незаконное лишение свободы). Основанием для этого стало заявление одной из бывших пациенток женского реабилитационного центра.
Кроме того, прокуратура области проверяет обстоятельства смерти в больнице одной из пациенток фонда – 29-летней жительницы Нижнего Тагила. Она была доставлена в медучреждение 8 июня из женского реабилитационного центра фонда «Город без наркотиков», после того как у нее повысилась температура и ухудшилось самочувствие. Девушка скончалась 17 июня, не приходя в сознание. Причиной смерти экспертиза назвала острый бактериальный менингоэнцефалит (гнойный менингит). Известно, что женщина добровольно согласилась на реабилитацию в центре «Города без наркотиков» для избавления от наркозависимости.
19 июня в помещениях свердловского фонда «Город без наркотиков» прошли проверки. Ройзману пришлось прекратить реабилитацию порядка 60 наркоманов в женском и мужском центрах. Они покинули реабилитационные отделения и вернулись обратно только 25 июня.
Ройзман в своем интернет-блоге писал: «Целую «Газель» с нашими реабилитантами увезли в отдел по борьбе с оргпреступностью на Основинскую. Пытаются получить совершенно дикие показания. Типа что Ройзман собирается устроить экстремистские выступления против ГУВД».
Не только правозащитники
Как стало известно газете ВЗГЛЯД, баллотироваться в члены совета также намерен ряд известных представителей Общественной палаты, таких как Анатолий Кучерена и Владислав Гриб, директор Московского бюро по правам человека Александр Брод, президент Гильдии российских адвокатов Гасан Мирзоев, адвокат Елена Лукьянова, руководитель Московского центра борьбы с пробками Александр Шумский и президент Федерации автовладельцев России Сергей Канаев.
Последний, впрочем, пояснил газете ВЗГЛЯД, что окончательного решения на этот счет ФАР еще не приняла. «Пока никаких решений не принято. Во-первых, у нас пока идет лишь обсуждение, будет ли выдвигать ФАР своего кандидата. Во-вторых, я не узурпировал права выдвигаться лично в президентский совет. Мы поставили себе задачу определиться по этим вопросам до конца недели», – пояснил он.
Брод в свою очередь подтвердил газете ВЗГЛЯД наличие у него таких планов. «Сейчас будет отработана новая процедура выдвижения, и я хотел бы выдвинуть свою кандидатуру, поскольку считаю СПЧ важной площадкой для обсуждения с руководством страны вопросов, касающихся нарушений прав человека. Таких проблем очень много, это и произвол правоохранительных органов, и проблемы в судебной системе, и вопросы, связанные с ЖКХ. Это будет хорошая возможность для того, чтобы озвучивать эти проблемы на самом высоком уровне, и надеюсь, что сам совет будет услышан», – отметил он.
Я хотел бы выдвинуть свою кандидатуру, поскольку считаю СПЧ важной площадкой для обсуждения с руководством страны вопросов, касающихся нарушений прав человека
Мирзоев, комментируя свою готовность войти в СПЧ, отметил, что права людей должны защищать в том числе и профессионалы. «В совете должны быть не только правозащитники, которые критикуют всех направо и налево. Ведь права человека нужно еще и уметь защищать», – пояснил он газете ВЗГЛЯД.
Отметив, что в России уже введены посты уполномоченных по правам детей и предпринимателей, президент Гильдии российских адвокатов высказал мнение о том, что и деятельность СПЧ должна быть более четко регламентирована. «Совет должен стать последней инстанцией, пользоваться непререкаемым авторитетом у правозащитников», – пояснил Мирзоев.
А руководитель Московского центра борьбы с пробками объяснил свое решение тем, что он хочет заняться защитой прав более узкой группы людей. «Я занимаюсь дорожным движением, пробками и, соответственно, защитой прав автолюбителей, пешеходов и других участников движения. Это специфическая деятельность, но у нас более 50 млн автомобилей и, соответственно, столько же водителей. Это большая группа населения, права которой нужно защищать, потому что в этой области есть много вопросов. Например, я хотел бы добиться отмены необходимости иметь доверенность на управление автомобилем. Это совершенно ненужный документ, который портит жизнь десяткам тысяч людей», – пояснил Шумский свое решение выдвигаться в СПЧ газете ВЗГЛЯД.
«Новая процедура отвечает целям и задачам общества в целом»
Напомним, во вторник очередной член СПЧ заявил о выходе из его состава – вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс. Свое решение он объяснил несогласием с новой процедурой формирования совета. «Я в таком квазидемократическом отборе участвовать не хочу», – заявил он.
Хотя в администрации президента потом пояснили, что Юргенс просто обижен. «Вряд ли этот демарш связан с его правозащитной деятельностью. Всем известно, что господин Юргенс на прошлой неделе не скрывал желания продвинуться ближе к власти и стать уполномоченным по защите прав предпринимателей. В связи с тем что его кандидатура была поддержана только одной организацией, выбор остановился не на нем. В этой связи в заявлении Игоря Юргенса больше личной обиды, чем желания внести вклад в правозащитную деятельность», – сказал представитель Кремля.
Прежнюю процедуру отбора членов в СПЧ, неоднократно подвергавшуюся критике из-за своей закрытости, ранее было решено принципиально изменить. «В администрации президента состоялось совещание, которое предложило новый вариант работы. Решение было такое, что мы должны спросить общество. Раз это Совет по развитию гражданского общества, то нужно спросить гражданское общество», – сообщил в конце прошлой недели глава СПЧ Михаил Федотов. По его словам, с 1 июля на сайте СПЧ будет открыто обсуждение по кандидатурам в состав совета на 13 вакансий.
Замсекретаря президиума генсовета «Единой России» Алексей Чеснаков заявил газете ВЗГЛЯД, что механизм формирования не только совета по правам человека, но и всех консультационных органов при властных институтах должен стать более открытым.
«Чем больше людей, не связанных должностями, будут задействованы, тем лучше. Процедура, которая сейчас, по данным СМИ, предложена администрацией президента, мне кажется более соответствующей современным демократическим нормам и правилам, чем прежняя. Новая процедура по своей сути и форме напрямую отвечает целям и задачам как самого Совета по правам человека, так и общества в целом», – считает Чеснаков.
Добавим, что глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, которая ранее написала заявление о выходе из СПЧ, позже заявила о возможном пересмотре своего решения. «Я подожду окончания этого процесса (введение новой процедуры формирования СПЧ). Если я увижу, что, действительно, новые люди, которые приходят в совет, будут работоспособными членами совета, я готова вернуться. Если это будет сплошная ерунда, то нет, не вернусь», – сказала Алексеева.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом